Основные мероприятия по обеспечению выполнения требований ФГОС
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛЕЙ УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ ТРАНСЛИРУЕТ ИНФОРМАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ: ПОИСК, ВЫБОР, АНАЛИЗ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА ПО РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ ИМ МОДЕЛИ УРОКА НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТИ К ОБНОВЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ» И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Школа зубрежки Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) «ИСТИНЫ»ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИЯ Сущностные характеристики стандартов нового поколения
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЕАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Структура основной образовательной программы основного общего образования Планируемые результаты Учебный план Система оценки Пояснительная записка Система условий реализации ООП 1. Ц е л е в о й р а з д е л 2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л 3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов ( курсов ) Формирование и развитие ИКТ - компетентности Социализация, профессиональная ориентация Учебно - исследовательская и проектная деятельность Программа коррекционной работы Духовно - нравственное развитие и воспитание
Ресурсное обеспечение требований ФГОС
«В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов – это, конечно, дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, то региональные власти могли бы разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес». Д.А. Медведев. ( Послание президента федеральному собранию 30 ноября 2010 года, 13:00, Москва, Кремль)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ – документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении (инновационный режим), сопровождающиеся программно-целевым управлением.
исходное состояние образовательной деятельности ОУ; образ желаемого будущего (концепция ОУ); последовательность действий по переводу ОУ от настоящего к будущему; объем и источники финансирования инновационных преобразований; анализ возможных затруднений и проблем, их решение. Программа развития ОУ определяет:
Нормативная. Целеполагани я. Процессуальна я. Оценочная Функции Программы:
Федеральный уровень: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции). 2. Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Нормативно-правовые основы разработки программы развития образовательного учреждения
Федеральный уровень: 3. Федеральная целевая программа развития образования на годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 года). 4. О плане действий по модернизации общего образования на годы (утверждено распоряжением Правительства РФ от N 1507-р). 5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р). Нормативно-правовые основы разработки программы развития образовательного учреждения
6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. 196). 7. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от N р)). 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от г. 373, зарегистрирован в Минюсте России г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от г. 1241, зарегистрированным в Минюсте России г., регистрационный номер 19707). Нормативно-правовые основы разработки программы развития образовательного учреждения
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от г. 1897, зарегистрирован в Минюсте России г., регистрационный номер 19644). 10. СанПиН – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. 189, зарегистрированы в Минюсте России г., регистрационный номер 19993). Нормативно-правовые основы разработки программы развития образовательного учреждения
11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН » (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. 27, зарегистрированы в Минюсте России г., регистрационный номер 4594). 12. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от г. 986, зарегистрированы в Минюсте России г., регистрационный номер 19682). 13. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от г. 2106, зарегистрированы в Минюсте России г., регистрационный номер 19676). Нормативно-правовые основы разработки программы развития образовательного учреждения
13. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от г. 2106, зарегистрированы в Минюсте России г., регистрационный номер 19676). 14. Иные документы стратегического характера. «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»». Нормативно-правовые основы разработки программы развития образовательного учреждения
6. Проведение исследований: - анкетирование участников образовательного процесса; - анализ современного состояния ОУ; -др. (по плану мероприятий разработки Программы). 7. Обсуждение проекта Программы на заседаниях методического и педагогического, Управляющего (УС) советов. 8. Согласование проекта Программы с Учредителем. 9. Коррекция и окончательное рассмотрение Программы на заседаниях педагогического и Управляющего советов. 10. Издание приказа «Об утверждении программы развития МОУ «СОШ 00» на 20____ - 20_____ гг. Алгоритм деятельности по разработке программы развития ОУ
1 вариант (по А.Моисееву). Краткая аннотация (паспорт) документа. Краткая информационная справка об образовательном учреждении. Аналитическо-прогностическое обоснование. Концептуальный проект желаемого будущего. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние. Приложения. 2 вариант (по В. Серикову). Аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешенных проблем, обобщенная справка о состоянии ОУ). Концептуально-прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий). Ресурсное обеспечение программы развития. Приложение (диагностический инструментарий). Структура и содержание программы развития образовательного учреждения
Миссия и ценности школы в контексте мобилизации ресурсов
Миссия – принятое школьным сообществом и официально декларируемое решение об общем назначении образовательного учреждения, о его целях и ценностях, о принимаемых на себя обязательствах. Миссия образовательного учреждения
Создание имиджа школы в условиях усиления конкуренции внешние Определение поля поиска решения проблем Внутренние изменения в организации Определение приоритета Повышение взаимопонимания и сотрудничества внутренние Каковы причины создания миссии?
Зачем эта школа учредителям? Зачем это образовательное учреждение социуму? Зачем эта школа людям, которые в ней работают? «Зачем?»
То, что я делаю, действительно необходимо делать? Мы делаем это оптимальным способом? Это надо делать именно сейчас? ? ??? Рефлексия руководителя ОУ
Администрация. Учителя. … Создание рабочей группы Политика, требования и ожидания рынка. Демографическая ситуация. Учет внешних факторов Культура, традиции, опыт школы. Образовательная философия ОУ. Социальный паспорт. Учет внутренних факторов Этап подготовки формирования миссии
Каковы, по вашему мнению сильные и слабые стороны ОУ? Какие факторы способствуют успеху школы больше? Нарисуйте идеальную картину школы, какой она должна стать через пять лет? Подумайте, что могут ждать от школы родители, общественность? Что вы считаете самым важным в школе и о чем больше всего заботитесь? Этап формулирования миссии
Рефлексивный этап: «Я»: как миссия соотносится с моими личными целями? «МЫ»: как миссия оказывает влияние на команду? Как она соотносится с нашей совместной деятельностью? «Дело»: насколько миссия стимулирует деятельность по достижению цели ОУ? Этап развития миссии
Организационный алгоритм разработки миссии
Национальные особенности, традиции, экономика, доминирующая культура Личность руководителя, миссия, цели и задачи организации, квалификация и образование педагогов Внутренняя культура школы
Кадровое обеспечение реализации ФГОС
Личность учителя в «глобальном образовании»
Из приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» «ТЬЮТОР» Организует: процесс индивидуальной работы с обучающимися; персональное сопровождение их в образовательном пространстве предпрофильной и профильной подготовки; взаимодействие обучающихся с учителями и другими педагогическими работниками на предмет коррекции ИУП; взамодействие с родителями на предмет коррректировки ИУП. Координирует: самообразование обучающегося; взаимосвязь познавательных интересов и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Создание системы работы, сочетающей инициативный, пробно-поисковый, событийный характер деятельности педагогов-тьюторов с процессами нормативного оформления, работой на образовательный результат, анализом и планированием. Управленческие задачи
создание условий для тьюторских проектов; организация пространства общения, анализа, рефлексии тьюторами своей работы; оформление функционала тьютора; создание тьюторского совета или методического объединения тьюторов. Управленческие задачи
внесение должности тьютора в штатное расписание за счет его персмотра и оптимизации; внесение нагрузки педагога-тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов; разработка показателей качественной работы педагога (портфолио); организация платных образовательных услуг. Система оплаты работы тьютора:
Описание услуги в Уставе. Положение о тьюторском сопровождении ИОП. Программа тьюторской работы. Должностные обязанности тьютора. Договор с родителями. График работы тьютора. Аналитические материалы. ТЬЮТОРСТВО (КАК ПЛАТНАЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА???
Информационно- образовательная среда
кадровые условия; финансово-экономические условия; материально-технические условия; психолого-педагогические условия; информационно-методические условия. Требование ФГОС ООО к условиям реализации ООП ООО
26. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно- образовательной средой. Требование ФГОС ООО
1. комплекс информационных образовательных ресурсов (в том числе ЦОР); 2. средства ИКТ; 3. систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Компоненты ИОС
Письмо Министерства образования и науки РФ от МД-1552 / 03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно- лабораторным оборудованием». Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС ООО, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. Оснащение ОУ
Статья 32 Закона Российской Федерации "Об образовании« (в последней редакции) … 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: … 25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет. Сайт образовательного учреждения
Постановление Правительства РФ от N 343"Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении" Сайт образовательного учреждения
Структура основной образовательной программы основного общего образования Планируемые результаты Учебный план Система оценки Пояснительная записка Система условий реализации ООП 1. Ц е л е в о й р а з д е л 2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л 3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов ( курсов ) Формирование и развитие ИКТ - компетентности Социализация, профессиональная ориентация Учебно - исследовательская и проектная деятельность Программа коррекционной работы Духовно - нравственное развитие и воспитание
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЕАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ