ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА Александр Сергеевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Межрегиональное межотраслевое совещание «ФГОС3+ и общепрофессиональная аккредитация вузов» ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ-2014.
Advertisements

Сертификация инженерных квалификаций – реализация концепции непрерывного образования Сидорин Виктор Викторович – Председатель Подкомитета по качеству,
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Оптимизация подготовки специалистов в области спутниковых систем связи и навигации ГБОУ СПО Техникум машиностроения 25
Выполнение регионального заказа на учебный год.
Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Смена парадигмы мышления Горшенин В.П., д.э.н., профессор, декан Международного факультета Южно-Уральского государственного университета, директор МВА.
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
Комплексный план мероприятий взаимодействия ДОгМ с Департаментом культуры города Москвы Московский стандарт качества как инструмент формирования системы.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА Александр Сергеевич Сигов, Виктор Викторович Сидорин Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА)

1.ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Промышленно-производственный персонал предприятий в стратегии научно- технического развития Преодоление отставания по ряду важных направлений научно- технического развития и выход на мировой уровень развития науки, техники и технологий Подготовка кадров для решения стратегических задач: обеспечение технологического лидерства по ряду важнейших направлений формирование комплекса высокотехнологичных отраслей расширение присутствия на мировых рынках высокотехнологичной наукоемкой продукции и интеллектуальных услуг модернизация традиционных отраслей экономики … за счет создания глобальноориентированных специализированных производств 3 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Востребованность промышленно- производственного персонала Промышленно- производственный персонал Производство Эксплуатация, ремонт, обслуживание Прикладная наука (НИОКР) Фундаментальные исследования и разработки Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Структура технического персонала предприятий промышленности Технический персонал предприятия Инженерно-технический персонал «Производственники» Исследователи и разработчики продукции Среднетехнический персонал: техники Наладчики, монтажники, операторы, контролеры … Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Инженерно-технический персонал (1) Производственники Функции: Эксплуатация технологического оборудования; Обслуживание контрольно- измерительного и испытательного оборудования; Наладка и ремонт технологического оборудования; Обеспечение работоспособности и ремонт контрольно- измерительного и испытательного оборудования; ……… Квалификация: Специалисты (инженеры- технологи, инженеры- конструкторы …); Бакалавры техники и технологии Образование: Технические вузы (технические, технологические университеты, институты, академии). Уровень подготовки: Специалитет Бакалавриат Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Инженерно-технический персонал (2) Исследователи и разработчики Функции: Исследование и разработка: новых видов продукции; нового технологического оборудования; нового контрольно- измерительного и испытательного оборудования; модернизация технологического оборудования, контрольно- измерительного и испытательного оборудования; ……… Квалификация: инженеры-исследователи (физики, инженеры-физики, радиофизики и др.); магистры; научные сотрудники Образование: Технические университеты; Классические университеты; Уровень подготовки: Магистратура Аспирантура Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Проблемы в кадровой политике предприятий Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 8 Внешние» проблемы «Внутренние» проблемы Кадровая политика предприятия Риски при осуществлении кадровой политики предприятия

«Внешние» проблемы кадровой политики предприятия ограниченный объем достоверной априорной информации о рекрутируемом специалисте; ограниченные сроки оценки кандидатов; отсутствие профессиональных стандартов и требований со стороны предприятий к компетенциям специалистов; отсутствие объективных методов установления соответствия совокупности компетенций претендентов предъявляемым требованиям к сотрудникам со стороны предприятия; отсутствие системы целенаправленной подготовки кадрового потенциала в интересах предприятия; отсутствие согласованных с государственной системой подготовки инженерных кадров требований к компетенциям, методам подготовки, оценке квалификаций; …. ограниченный объем достоверной априорной информации о рекрутируемом специалисте; ограниченные сроки оценки кандидатов; отсутствие профессиональных стандартов и требований со стороны предприятий к компетенциям специалистов; отсутствие объективных методов установления соответствия совокупности компетенций претендентов предъявляемым требованиям к сотрудникам со стороны предприятия; отсутствие системы целенаправленной подготовки кадрового потенциала в интересах предприятия; отсутствие согласованных с государственной системой подготовки инженерных кадров требований к компетенциям, методам подготовки, оценке квалификаций; …. Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 9

«Внутренние» проблемы кадровой политики предприятия интегрирование вновь прибывших специалистов в производственную деятельность предприятия и его социальную сферу; эффективное использование потенциала сотрудников в деятельности предприятия; управление компетентностью, сохранение кадрового потенциала предприятия, снижение текучести кадров; повышение производительности труда; сохранение и поддержание традиций, производственной (корпоративной) культуры, преемственности; сохранение и передача передового опыта при смене поколений сотрудников; отсутствие эффективно действующей системы трудоустройства и удержания на предприятиях выпускников государственных образовательных учреждений; … интегрирование вновь прибывших специалистов в производственную деятельность предприятия и его социальную сферу; эффективное использование потенциала сотрудников в деятельности предприятия; управление компетентностью, сохранение кадрового потенциала предприятия, снижение текучести кадров; повышение производительности труда; сохранение и поддержание традиций, производственной (корпоративной) культуры, преемственности; сохранение и передача передового опыта при смене поколений сотрудников; отсутствие эффективно действующей системы трудоустройства и удержания на предприятиях выпускников государственных образовательных учреждений; … Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 10

Риски в кадровой политике предприятия стихийный неуправляемый процесс трудоустройства; прием «несоответствующих» претендентов; отклонение «соответствующих» претендентов; текучесть кадров; нестабильность кадрового ресурса предприятия; неэффективное использование кадрового потенциала предприятия; низкая эффективность кадровой политики и, как следствие, неконкурентоспособность предприятия ….. стихийный неуправляемый процесс трудоустройства; прием «несоответствующих» претендентов; отклонение «соответствующих» претендентов; текучесть кадров; нестабильность кадрового ресурса предприятия; неэффективное использование кадрового потенциала предприятия; низкая эффективность кадровой политики и, как следствие, неконкурентоспособность предприятия ….. Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 11

Цели формирования промышленно- производственного персонала предприятия Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 12 Повышение роли специалистов в деятельности предприятия, эффективности использования человеческих ресурсов и управления персоналом Исключение «нецелевого» использования специалистов с высшим образованием на тех видах деятельности, которые не требуют высшего образования Обеспечение сбалансированности подготовки кадрового потенциала предприятия на основе согласованности уровней подготовленности и компетентности всех групп промышленно- производственного персонала Обеспечение преемственности в установлении требований к квалификации и компетенциям для каждой из групп промышленно-производственного персонала, скоординированность процессов их формирования Промышленно- производственный персонал

Задачи в формировании промышленно- производственного персонала предприятия Согласованные требования к промышленно- производственному персоналу Согласованные требования к промышленно- производственному персоналу Требования ФГОС к компетенциям выпускников вузов Требования предприятий- работодателей и профессиональных сообществ к промышленно- производственному персоналу Промышленно-производственный персонал предприятия 13 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» Система подготовки

14 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Концепция непрерывного образования Выпускники – бакалавры, магистры, специалисты Специалисты высшей квалификации – кандидаты и доктора наук Послевузовская подготовка - повышение квалификации, дополнительное образование Довузовская подготовка 15 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

«Ключевые тренды новой парадигмы высшего образования» (А.Волков, Д.Ливанов) 4 Трансформация НПО и СПО в систему центров профессионального развития 3 Обновление университетской инфраструктуры. Создание передовых университетских кампусов 2 Изменение технологий обучения в соответствии с современными техническими и социогуманными достижениями 1 Массовое обновление людей, работающих в высшем образовании 16 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Основные направления развития высшего образования 4 Формирование организационных образовательных структур для осуществления непрерывного общедоступного образования 3 Развитие инфраструктуры и образовательной среды 2 Изменение содержания образования и технологии обучения как совокупности методов и средств формирования кадров нового - проблемноориентированного типа 1 Формирование профессорско-преподавательского состава нового типа. Системное управление компетентностью 17 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

2. Кластерный подход к подготовке промышленно-производственного персонала 18 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Этапы формирования системы подготовки промышленно-производственного персонала Определение и формализация требований к промышленно- производственному персоналу Анализ современного состояния подготовки промышленно-изводственного персонала и оценка соответствия выпускников ОУ предъявляемым требованиям Разработка концепции, системы и организационной структуры образовательного процесса для подготовки промышленно- производственного персонала, соответствующего предъявляемым требованиями 19 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Факторы, определяющие эффективность подготовки промышленно-производственного персонала Показатели и критерии Степень подготовленности абитуриентов, соответствие требованиям ОУ, качество образовательной среды … Ресурсы Компетентность ППС, АУП, УВП, стабильность и положительная динамика результатов обучения… Качество обучения Соответствие ФГОС, учебных планов, образовательных программ, «технологий» формирования компетенций требованиям работодателей и профессиональных стандартов Качество требований Качество требований Качество образования – соответствие требованиям 20 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Составляющие системы подготовки промышленно-производственного персонала Ресурсы: абитуриенты, обучаемые, материально- технические ресурсы Качество обучения Качество ППС, УВП, АУП Качество образовательных программ Качество образовательной среды, инфраструктуры Качество сформированной личности 21 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Учебно-научно-производственный инновационный кластер - УНПИК Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 22

Участники УНПИК государство в лице организаций-учредителей; ОУ (университет); предприятия промышленности; организации науки; финансирующие организации, фонды грантовой поддержки; другие государственные и негосударственные организации и предприятия, заинтересованные в подготовленных инженерах; общество в целом. 23 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Принципы формирования кадрового потенциала в УНПИК приоритет требований предприятий-работодателей к выпускникам; ответственность вуза за качество подготовки и конкурентоспособность специалиста; совместная подготовка инженерных кадров в учебно- научно-производственном и инновационном процессе; единство цели и общность интересов, взаимная заинтересованность в результатах совместной деятельности; сбалансированность ответственности, полномочий и распределения ресурсов в кластере в достижении поставленных целей. 24 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Задачи при формирования кадров в УНПИК совместная разработка университетом и предприятиями требований к инженерным квалификациям выпускников, учебных планов и образовательных программ по их реализации; совместное осуществление подготовки инженерных кадров с соответствующим распределением полномочий и ответственности; разработка критериев оценки инженерных квалификаций, оценки их конкурентоспособности в течение производственной деятельности; разработка нормативно-методического обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов в учебно- научно-инновационном кластере; разработка методов оценки эффективности учебно-научно- инновационного кластера. 25 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Реализация концепции непрерывного образования в УНПИК 26 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Принцип преемственности при разработке программ подготовки 27 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Функции участников УНПИК 28 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Процессы в УНПИК профессиональное образование по основным и дополнительным программам в учебно- производственном процессе, подготовка кадрового потенциала предприятия (учебно-воспитательный процесс); инновационная деятельность; научно-исследовательская деятельность; постоянное послевузовское сопровождение профессиональной карьеры выпускников; повышение квалификации сотрудников предприятия (подготовка кадров высшей квалификации и др.); перепрофилирование; анализ и оценка результативности и эффективности деятельности УНПИК и удовлетворенности участников. 29 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Задачи участников УНПИК (1) привлечение абитуриентов, исследование рынка труда, послевузовская подготовка, повышение квалификации, трудоустройство, обеспечение конкурентоспособности на основе повышения квалификации, перепрофилирования; разработка системы критериев оценки компетенций выпускников (образовательным учреждениям совместно с профессиональными сообществами); 30 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Задачи участников УНПИК (2) интеграция ФГОС с требованиями предприятий- работодателей и профессиональных образовательных стандартов; создание (в дополнение к государственной аттестации) системы независимой сертификации инженерных квалификаций выпускников; разработка и внедрение т.н. «компетентностного портрета» - профессионального «паспорта» (квалификационной характеристики) специалиста на всех этапах профессиональной деятельности - «жизненного цикла» (в образовательном учреждении и в профессиональной деятельности). 31 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Структура комплексной системы управления УНПИК Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 32

Критерии оценки промышленно- производственного персонала степень соответствия компетенций требованиям организации, предприятия, компании; многофункциональность специалиста; вариабельность совокупности компетенций специалистов, их «взаимозаменяемость»; обучаемость, готовность к переквалификации, перепрофилированию, освоению смежных профессий; владение и приверженность деловой этике (бизнес-этике); творческие способности и эффективность их реализации (креативность); управляемость, адаптируемость, готовность к работе в команде; личная и социальная ответственность. 33 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Результаты деятельности УНПИК Подготовленный промышленно- производственный персонал; научно-педагогические кадры высшей квалификации; специалисты предприятий, получившие подготовку по программам дополнительного образования и повышения квалификации; научно-техническая и инновационная продукция (результаты НИР и ОКР) 34 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Функции комплексной системы управления УНПИК 35 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Состав и содержание системы управления УНПИК 36 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Элементы стратегического управления УНПИК 37 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»

Этапы тактического управления эффективностью УНПИК 38 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Потенциал выпускника УНПИК способность творчески ставить и решать основные проблемы, порождать новые идеи, превращать их в новые знания, знания в продукцию и технологии; способность использовать результаты освоения теоретических знаний и практических навыков при разработке, реализации и внедрении инновационной продукции; способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, использовать их в смежных областях деятельности; готовность определять и формулировать цели в области разработки и внедрения инновационной продукции, способность разрабатывать системы управления эффективностью деятельности предприятия; готовность осуществлять внедрение и авторское сопровождение разработки и внедрения инновационной продукции; способность проводить оценку систем управления эффективностью создания и реализации инновационной продукции…. 39 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»

Благодарим за внимание ! А.С. Сигов В.В. Сидорин 40 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»