ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА Александр Сергеевич Сигов, Виктор Викторович Сидорин Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА)
1.ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Промышленно-производственный персонал предприятий в стратегии научно- технического развития Преодоление отставания по ряду важных направлений научно- технического развития и выход на мировой уровень развития науки, техники и технологий Подготовка кадров для решения стратегических задач: обеспечение технологического лидерства по ряду важнейших направлений формирование комплекса высокотехнологичных отраслей расширение присутствия на мировых рынках высокотехнологичной наукоемкой продукции и интеллектуальных услуг модернизация традиционных отраслей экономики … за счет создания глобальноориентированных специализированных производств 3 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Востребованность промышленно- производственного персонала Промышленно- производственный персонал Производство Эксплуатация, ремонт, обслуживание Прикладная наука (НИОКР) Фундаментальные исследования и разработки Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Структура технического персонала предприятий промышленности Технический персонал предприятия Инженерно-технический персонал «Производственники» Исследователи и разработчики продукции Среднетехнический персонал: техники Наладчики, монтажники, операторы, контролеры … Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Инженерно-технический персонал (1) Производственники Функции: Эксплуатация технологического оборудования; Обслуживание контрольно- измерительного и испытательного оборудования; Наладка и ремонт технологического оборудования; Обеспечение работоспособности и ремонт контрольно- измерительного и испытательного оборудования; ……… Квалификация: Специалисты (инженеры- технологи, инженеры- конструкторы …); Бакалавры техники и технологии Образование: Технические вузы (технические, технологические университеты, институты, академии). Уровень подготовки: Специалитет Бакалавриат Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Инженерно-технический персонал (2) Исследователи и разработчики Функции: Исследование и разработка: новых видов продукции; нового технологического оборудования; нового контрольно- измерительного и испытательного оборудования; модернизация технологического оборудования, контрольно- измерительного и испытательного оборудования; ……… Квалификация: инженеры-исследователи (физики, инженеры-физики, радиофизики и др.); магистры; научные сотрудники Образование: Технические университеты; Классические университеты; Уровень подготовки: Магистратура Аспирантура Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Проблемы в кадровой политике предприятий Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 8 Внешние» проблемы «Внутренние» проблемы Кадровая политика предприятия Риски при осуществлении кадровой политики предприятия
«Внешние» проблемы кадровой политики предприятия ограниченный объем достоверной априорной информации о рекрутируемом специалисте; ограниченные сроки оценки кандидатов; отсутствие профессиональных стандартов и требований со стороны предприятий к компетенциям специалистов; отсутствие объективных методов установления соответствия совокупности компетенций претендентов предъявляемым требованиям к сотрудникам со стороны предприятия; отсутствие системы целенаправленной подготовки кадрового потенциала в интересах предприятия; отсутствие согласованных с государственной системой подготовки инженерных кадров требований к компетенциям, методам подготовки, оценке квалификаций; …. ограниченный объем достоверной априорной информации о рекрутируемом специалисте; ограниченные сроки оценки кандидатов; отсутствие профессиональных стандартов и требований со стороны предприятий к компетенциям специалистов; отсутствие объективных методов установления соответствия совокупности компетенций претендентов предъявляемым требованиям к сотрудникам со стороны предприятия; отсутствие системы целенаправленной подготовки кадрового потенциала в интересах предприятия; отсутствие согласованных с государственной системой подготовки инженерных кадров требований к компетенциям, методам подготовки, оценке квалификаций; …. Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 9
«Внутренние» проблемы кадровой политики предприятия интегрирование вновь прибывших специалистов в производственную деятельность предприятия и его социальную сферу; эффективное использование потенциала сотрудников в деятельности предприятия; управление компетентностью, сохранение кадрового потенциала предприятия, снижение текучести кадров; повышение производительности труда; сохранение и поддержание традиций, производственной (корпоративной) культуры, преемственности; сохранение и передача передового опыта при смене поколений сотрудников; отсутствие эффективно действующей системы трудоустройства и удержания на предприятиях выпускников государственных образовательных учреждений; … интегрирование вновь прибывших специалистов в производственную деятельность предприятия и его социальную сферу; эффективное использование потенциала сотрудников в деятельности предприятия; управление компетентностью, сохранение кадрового потенциала предприятия, снижение текучести кадров; повышение производительности труда; сохранение и поддержание традиций, производственной (корпоративной) культуры, преемственности; сохранение и передача передового опыта при смене поколений сотрудников; отсутствие эффективно действующей системы трудоустройства и удержания на предприятиях выпускников государственных образовательных учреждений; … Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 10
Риски в кадровой политике предприятия стихийный неуправляемый процесс трудоустройства; прием «несоответствующих» претендентов; отклонение «соответствующих» претендентов; текучесть кадров; нестабильность кадрового ресурса предприятия; неэффективное использование кадрового потенциала предприятия; низкая эффективность кадровой политики и, как следствие, неконкурентоспособность предприятия ….. стихийный неуправляемый процесс трудоустройства; прием «несоответствующих» претендентов; отклонение «соответствующих» претендентов; текучесть кадров; нестабильность кадрового ресурса предприятия; неэффективное использование кадрового потенциала предприятия; низкая эффективность кадровой политики и, как следствие, неконкурентоспособность предприятия ….. Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 11
Цели формирования промышленно- производственного персонала предприятия Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 12 Повышение роли специалистов в деятельности предприятия, эффективности использования человеческих ресурсов и управления персоналом Исключение «нецелевого» использования специалистов с высшим образованием на тех видах деятельности, которые не требуют высшего образования Обеспечение сбалансированности подготовки кадрового потенциала предприятия на основе согласованности уровней подготовленности и компетентности всех групп промышленно- производственного персонала Обеспечение преемственности в установлении требований к квалификации и компетенциям для каждой из групп промышленно-производственного персонала, скоординированность процессов их формирования Промышленно- производственный персонал
Задачи в формировании промышленно- производственного персонала предприятия Согласованные требования к промышленно- производственному персоналу Согласованные требования к промышленно- производственному персоналу Требования ФГОС к компетенциям выпускников вузов Требования предприятий- работодателей и профессиональных сообществ к промышленно- производственному персоналу Промышленно-производственный персонал предприятия 13 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» Система подготовки
14 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Концепция непрерывного образования Выпускники – бакалавры, магистры, специалисты Специалисты высшей квалификации – кандидаты и доктора наук Послевузовская подготовка - повышение квалификации, дополнительное образование Довузовская подготовка 15 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
«Ключевые тренды новой парадигмы высшего образования» (А.Волков, Д.Ливанов) 4 Трансформация НПО и СПО в систему центров профессионального развития 3 Обновление университетской инфраструктуры. Создание передовых университетских кампусов 2 Изменение технологий обучения в соответствии с современными техническими и социогуманными достижениями 1 Массовое обновление людей, работающих в высшем образовании 16 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Основные направления развития высшего образования 4 Формирование организационных образовательных структур для осуществления непрерывного общедоступного образования 3 Развитие инфраструктуры и образовательной среды 2 Изменение содержания образования и технологии обучения как совокупности методов и средств формирования кадров нового - проблемноориентированного типа 1 Формирование профессорско-преподавательского состава нового типа. Системное управление компетентностью 17 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
2. Кластерный подход к подготовке промышленно-производственного персонала 18 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Этапы формирования системы подготовки промышленно-производственного персонала Определение и формализация требований к промышленно- производственному персоналу Анализ современного состояния подготовки промышленно-изводственного персонала и оценка соответствия выпускников ОУ предъявляемым требованиям Разработка концепции, системы и организационной структуры образовательного процесса для подготовки промышленно- производственного персонала, соответствующего предъявляемым требованиями 19 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Факторы, определяющие эффективность подготовки промышленно-производственного персонала Показатели и критерии Степень подготовленности абитуриентов, соответствие требованиям ОУ, качество образовательной среды … Ресурсы Компетентность ППС, АУП, УВП, стабильность и положительная динамика результатов обучения… Качество обучения Соответствие ФГОС, учебных планов, образовательных программ, «технологий» формирования компетенций требованиям работодателей и профессиональных стандартов Качество требований Качество требований Качество образования – соответствие требованиям 20 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Составляющие системы подготовки промышленно-производственного персонала Ресурсы: абитуриенты, обучаемые, материально- технические ресурсы Качество обучения Качество ППС, УВП, АУП Качество образовательных программ Качество образовательной среды, инфраструктуры Качество сформированной личности 21 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Учебно-научно-производственный инновационный кластер - УНПИК Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 22
Участники УНПИК государство в лице организаций-учредителей; ОУ (университет); предприятия промышленности; организации науки; финансирующие организации, фонды грантовой поддержки; другие государственные и негосударственные организации и предприятия, заинтересованные в подготовленных инженерах; общество в целом. 23 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Принципы формирования кадрового потенциала в УНПИК приоритет требований предприятий-работодателей к выпускникам; ответственность вуза за качество подготовки и конкурентоспособность специалиста; совместная подготовка инженерных кадров в учебно- научно-производственном и инновационном процессе; единство цели и общность интересов, взаимная заинтересованность в результатах совместной деятельности; сбалансированность ответственности, полномочий и распределения ресурсов в кластере в достижении поставленных целей. 24 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Задачи при формирования кадров в УНПИК совместная разработка университетом и предприятиями требований к инженерным квалификациям выпускников, учебных планов и образовательных программ по их реализации; совместное осуществление подготовки инженерных кадров с соответствующим распределением полномочий и ответственности; разработка критериев оценки инженерных квалификаций, оценки их конкурентоспособности в течение производственной деятельности; разработка нормативно-методического обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов в учебно- научно-инновационном кластере; разработка методов оценки эффективности учебно-научно- инновационного кластера. 25 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Реализация концепции непрерывного образования в УНПИК 26 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Принцип преемственности при разработке программ подготовки 27 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Функции участников УНПИК 28 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Процессы в УНПИК профессиональное образование по основным и дополнительным программам в учебно- производственном процессе, подготовка кадрового потенциала предприятия (учебно-воспитательный процесс); инновационная деятельность; научно-исследовательская деятельность; постоянное послевузовское сопровождение профессиональной карьеры выпускников; повышение квалификации сотрудников предприятия (подготовка кадров высшей квалификации и др.); перепрофилирование; анализ и оценка результативности и эффективности деятельности УНПИК и удовлетворенности участников. 29 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Задачи участников УНПИК (1) привлечение абитуриентов, исследование рынка труда, послевузовская подготовка, повышение квалификации, трудоустройство, обеспечение конкурентоспособности на основе повышения квалификации, перепрофилирования; разработка системы критериев оценки компетенций выпускников (образовательным учреждениям совместно с профессиональными сообществами); 30 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Задачи участников УНПИК (2) интеграция ФГОС с требованиями предприятий- работодателей и профессиональных образовательных стандартов; создание (в дополнение к государственной аттестации) системы независимой сертификации инженерных квалификаций выпускников; разработка и внедрение т.н. «компетентностного портрета» - профессионального «паспорта» (квалификационной характеристики) специалиста на всех этапах профессиональной деятельности - «жизненного цикла» (в образовательном учреждении и в профессиональной деятельности). 31 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Структура комплексной системы управления УНПИК Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода» 32
Критерии оценки промышленно- производственного персонала степень соответствия компетенций требованиям организации, предприятия, компании; многофункциональность специалиста; вариабельность совокупности компетенций специалистов, их «взаимозаменяемость»; обучаемость, готовность к переквалификации, перепрофилированию, освоению смежных профессий; владение и приверженность деловой этике (бизнес-этике); творческие способности и эффективность их реализации (креативность); управляемость, адаптируемость, готовность к работе в команде; личная и социальная ответственность. 33 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Результаты деятельности УНПИК Подготовленный промышленно- производственный персонал; научно-педагогические кадры высшей квалификации; специалисты предприятий, получившие подготовку по программам дополнительного образования и повышения квалификации; научно-техническая и инновационная продукция (результаты НИР и ОКР) 34 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Функции комплексной системы управления УНПИК 35 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Состав и содержание системы управления УНПИК 36 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Элементы стратегического управления УНПИК 37 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно- производственного персонала на основе кластерного подхода»
Этапы тактического управления эффективностью УНПИК 38 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Потенциал выпускника УНПИК способность творчески ставить и решать основные проблемы, порождать новые идеи, превращать их в новые знания, знания в продукцию и технологии; способность использовать результаты освоения теоретических знаний и практических навыков при разработке, реализации и внедрении инновационной продукции; способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, использовать их в смежных областях деятельности; готовность определять и формулировать цели в области разработки и внедрения инновационной продукции, способность разрабатывать системы управления эффективностью деятельности предприятия; готовность осуществлять внедрение и авторское сопровождение разработки и внедрения инновационной продукции; способность проводить оценку систем управления эффективностью создания и реализации инновационной продукции…. 39 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»
Благодарим за внимание ! А.С. Сигов В.В. Сидорин 40 Сигов А.С., Сидорин В.В." Формирование промышленно-производственного персонала на основе кластерного подхода»