Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта. « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ценностные идеалы демократического общества Социальная справедливость, равенство возможностей Благосостояние Безопасность Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Стратегические цели системы образования Обеспечение консолидации нации Обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства) Обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства) Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Цель: обеспечение консолидации нации Главная задача: Формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Идеологические задачи Формирование в массовом сознании идеалов равенства возможностей и социальной справедливости, ценностей гражданского общества Формирование гражданской идентичности личности Осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитие правосознания, умения отстаивать личностный выбор выработка национального согласия по основным этапам становления и развития страны Воспитание гражданского патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Цель: обеспечение конкурентоспособности нации Главная задача Преумножение национального ресурса фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных технологий Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Задачи 1 уровня Приведение структуры образования в соответствие с запросами государства, семьи и общества Приведение содержания образования и структуры образовательных программ и структуры подготовки кадров в соответствие с «Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации» Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Цель: обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства) Главная задача: Воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Задачи 1 уровня Формирование ценностей безопасности (личностной, социальной, государственной) Формирование ценностей многокультурного общества Формирование системы ценностей социальной ответственности, охватывающей все сферы общества Воспитание установок толерантности как ценностного приоритета многокультурного общества Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ценностные ориентиры системы образования в стандарте Идеалы ценностей гражданского общества Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной) Гражданская идентичность Национальное согласие по основным этапам становления и развития страны Семейные ценности Ценность человеческой жизни Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Содержательные ориентиры развития системы образования ( «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации») Информационно-коммуникационные системы Индустрия наносистем Живые системы Рациональное природопользование Энергетика и энергосбережение Безопасность и противодействие терроризму Перспективные вооружения и военная техника Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Социокультурное взаимодействие в гражданском обществе
Задача социокультурной модернизации образования Разработка стандартов образования как конвенциональных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ведущие функции стандарта Инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государства Инструмент обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент реализации государственной политики в сфере образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ведущие функции стандарта Инструмент развития системы образования ориентирующая функция Инструмент правового регулирования взаимоотношений субъектов системы образования, государства и общества регулирующая функция Инструмент организации и координации деятельности субъектов системы образования координирующая функция Инструмент поддержания баланса между единством образовательных систем разных уровней и их многообразием стабилизирующая и развивающая функция Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта на результаты образования Системно-деятельностный подход Стандарт – совокупность трех систем требований Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Стандарт как общественный договор: ориентиры развития Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное …
Стандарт как общественный договор Следствия Вариативность образования – необходимое условие Разделение ответственности между семьей, обществом и государством Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре образо- вательных программ К результатам освоения образовательных программ К условиям реализации образовательных программ Стандарт как совокупность трех систем требований
Стандарт: ориентация на результаты образования. Деятельностный подход Следствия Результаты образования – ключевое понятие Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей) Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ориентация стандарта на результаты образования. Деятельностный подход Следствия Ведущие элементы Концепции: Требования к результатам образования Система оценивания Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Требования стандарта могут быть дополнены Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА Требования региона Требования региона Требования школы Требования школы Требования школы Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … педагоги- ческие технологи и учебные модули, порталы … Стандарт и его сопровождение
Образовательный стандарт: разработки г.г. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 1. Концепция образовательных стандартов 2. Проект Требований к структуре образовательных программ 3. Проект Требований к результатам освоения образовательных программ Общие требования к результатам образования Требования к результатам начального образования 4. Общие требования к условиям реализации образовательных программ
Образовательный стандарт: разработки г.г. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Нормативное сопровождение 1. Варианты базисного учебного плана 2. Проект Фундаментального ядра содержания общего образования 3. Структура Программы развития универсальных учебных действий 4. Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ
Образовательный стандарт: разработки г.г. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Нормативное сопровождение 5. Общие подходы к определению гигиенических требований к условиям реализации образовательного процесса 6. Модель требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса 7. Модель мониторинга ресурсного обеспечения образовательного процесса
Образовательный стандарт: разработки г.г. Технологическая и информационно- методическая поддержка Социологический мониторинг 1. Рекомендации по проектированию учебного процесса 2. Модель мониторинга динамики потребностей в общем образовании 3. Специализированный сайт Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Контакты Кондаков Александр Михайлович Телефон: (495) Факс: (495) Спасибо за внимание! Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я