Проблемное обучение. «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Advertisements

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
LOGO Системно – деятельностный подход в рамках ФГОС МБОУ Спасская гимназия.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
Инновационный проект «Использование технологии проблемно – диалогического обучения в Общеобразовательной системе «Школа 2100» учителя начальных классов.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 3» « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи.
Системно-деятельностный подход в обучении как механизм реализации ФГОС нового поколения.
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Великая цель образования – это не знания, а действия Герберт Спенсер.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
Технология деятельностного подхода Подготовила учитель начальных классов МАОУ «Гимназия 1» Напалкова Ирина Павловна Сыктывкар 2012.
Современный урок музыки Характеристика, условия организации в рамках образовательной системы «Школа 2100»
Проблемное обучение в УСПО Сыктывкарский педагогический колледж 1 им. И.А. Куратова.
Технология обучения была разработана и предложена для внедрения группой зарубежных исследователей в 1978 г. Сторонники этого «значимого для человека обучения»
Транксрипт:

Проблемное обучение

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация и учебная проблема Проблемная ситуация означает состояние интеллектуального затруднения, требующего от обучающегося поиска решения. Учебная проблема – это задача, вызывающая у ребенка познавательное затруднение, разрешение которого не может быть им достигнуто по известному образцу, а требует от него нестандартного, самостоятельного мышления, дающего ему толчок к получению нового знания.

Проблемным вопрос становится если он содержит в себе трудность, но и позволяет ребенку определить границы известного и неизвестного; если он имеет логическую связь с жизненным опытом ребенка, а также с ранее усвоенными понятиями и представлениями; если вызывает чувство удивления и неудовлетворенности имеющимся запасом знаний.

Этапы реализации технологии: Шаг 1. Создание проблемной ситуации. Шаг 2. Побуждающий (подводящий) диалог. Шаг 3.Выдвижение гипотез. Шаг 4. Построение плана проверки. Шаг 5. Проверка гипотез. Шаг 6. Вывод.

Создание проблемной ситуации. Варианты: Столкновение мнений; Предъявление противоречивых фактов; Практическое задание, не выполнимое вообще; Практическое задание, сходное с предыдущими; Практическое задание, не сходное с предыдущими.

Виды диалога Побуждающий диалог создает ситуацию, при которой дети вынуждены о чем-то догадаться, выдвинуть гипотезу, сделать обобщение. Подводящий диалог – система посильных вопросов и заданий, например: сравни, сопоставь, вспомни, учитель подводит детей к самостоятельному открытию нового знания.

Побуждающий и подводящий диалог Задание. Составьте диалог, используя предложенный текст: Медведь н…драл когтями узкие п…лоски еловой к…ры, снёс в яму на х…лме, сверху н…кидал мягкого моху. П…дгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом н…крыли её, з…лез под них и з…снул спокойно.

Шаг 5. Проверка гипотез «Эта гипотеза неверна, потому что…» «Эта гипотеза верна, потому что»

При работе с использованием проблемно- диалогического обучения происходит развитие: 1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); 2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); 3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; осознанности знаний; предупреждает появление формализма, бездумности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Сравнительная таблица успешности Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение 1 Базируется на принципе доступностиОпирается на зону ближайшего развития 2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД 3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Использованы материалы: Образовательная система «Школа 2100» интернет ресурсы: Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика Мельникова Е.Л. pdo-mel.ru.

Спасибо за внимание! Лыба А.А., зав.кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО Томск 2013