Подготовила учитель биологии-химии Старовойтова О.А.
3адачи: 1) интегрировать разрозненные экологические представления и понятия; 2) обобщить, расширить и углубить знания по теме; 3) познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой.
Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни. Норберт Винер
Мы столь радикально изменили среду, Что теперь для того, чтобы Существовать в этой среде, Мы должны изменить себя Норберт Виннер
Экология ( ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно "наука о местообитании". В более общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания. прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека; улучшение качества окружающей природной среды; сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов. Оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районов.
Кислотные дожди
Парниковый эффектПарниковый эффект
Загрязнение атмосферы СО 2
- зоны экологического бедствия при таянии ледников
Сохранение озонового слоя Озон образуется в основном в стратосфере под действием коротковолновой части ультрафиолетового излучения Солнца. Озоновая дыра – это область с пониженным содержанием озона. Уменьшение «толщины» озонового слоя приводит к увеличению количества ультрафиолетового излучения Солнца, вызывающие рост числа раковых заболеваний кожи у людей и животных. Природные колебания концентрации озона в стратосфере усложнились из-за антропогенного воздействия людей.
Формирование кислородного компонента атмосферы около 3,5–4 млрд. лет назад содержание кислорода в атмосфере было в тысячу раз меньше, чем сейчас, так как не было основных продуцентов кислорода – зеленых растений.
Кроме фреонов на озоновый экран воздействуют и соединения, образуемые при использовании азотных минеральных удобрений и сжигании топлива. Оксид азота (I) также образуется в верхнем слое морской воды микроорганизмами и в почвах при денитрификации почвенными бактериями.
Среди катализаторов разложения озона наиболее важная роль принадлежит оксидам азота: NO 2 + O = NO + O 2 O 3 + O = 2O 2 – 391кДж/моль А также атомам хлора В качестве катализатора реакции разложения озона может служить ОН- радикал, образующийся с участием паров воды: O 3 = Сl + O 2 NO 2 + O = NO + O 2 Cl + O = O 2 + Cl OH + O 3 = O 2 + HO 2 HO 2 + O = O 2 + OH
Появление озоновых дыр отмечено над территориями Антарктиды, Австралии, Южной Америки, некоторых районов Евразии. Над Антарктидой ее площадь достигает 22 млн. км2. Это больше, чем площадь России.
Озоновая дыра
Практические задания к уроку Глобальные проблемы атмосферы Озоновая дыра это значительное пространство в озоносфере планеты с заметным понижением (до 50%) содержания озона (О 3 ). К настоящему времени зарегистрирована от года к году расширяющаяся (темпы расширения 4% в год) озоновая дыра над Антарктидой и менее значительное аналогичное образование в Арктике. Причины возникновения озоновых дыр носят как естественный, так и антропогенный (от выбросов фреонов и сведения лесов источника кислорода) характер. Установите, во сколько раз увеличится площадь озоновой дыры за 5 лет.
Загрязняющие вещества Стационарные источники Транспорт Пыль24,3 Оксид серы (IV)51,3 Оксид углерода (II) 28,4711,0 Оксиды азота111,038,1 Летучие органические соединения 49,6 Нефтепродукты3,6162,2 Прочие4,6 Рассмотрите таблицу, в которой показано количество выбрасываемых в атмосферу Москвы основных загрязняющих веществ (данные за 1992 г.)- Поступление в атмосферу Москвы загрязняющих веществ (в тыс. /год) Рассчитайте количество загрязняющих веществ, которое за год (в тыс. т) выделяют в атмосферу Москвы транспорт и стационарные источники (заводы, фабрики и т. п.). Кто загрязняет атмосферу больше транспорт или стационарные источники? Во сколько раз? Рассчитайте, сколько килограммов атмосферных загрязняющих веществ приходится в год на одного жителя Москвы (население Москвы составляет 10 млн. человек).
экологические проблемы КБР.
Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник
Национальный парк "Приэльбрусье".
В России существует Общероссийская общественная организация Центр экологической политики и культуры – официальный представитель Международной инициативы «Хартия Земли» в России. Организация создана в 2007 году для содействия развитию активности гражданского общества, конструктивного сотрудничества с госструктурами и бизнесом для решения экологических проблем, развития культуры и обеспечения устойчивого развития. Региональные отделения в 65 субъектах РФ.
Основные направления работы: Формирование экологической культуры. Развитие структур гражданского общества. Развитие молодежного движения « За экологию и культуру ».Распространение идей « Хартии Земли » рассматривается в качестве важного аспекта работы при реализации проектов по всем этим направлениям. Материалы « Хартии Земли » и перспективы ее распространения в России обсуждались на семинарах « Экология – приоритет развития России: региональная политика и гражданское общество » во всех семи Федеральных округах РФ и круглых столах в Общественной палате РФ. К работе по « Хартии Земли » привлечены все 65 региональных отделений Центра экологической политики и культуры. Приоритетное направление этой работы - широкое распространение документа в целях образования и формирования экологической культуры населения.
Тестовое задание к теме «Кислотные осадки» Ответы к тесту «Кислотные осадки»: 1а, 2а, 3б,в, 4а,б, 5б,в, 6а, 7в, 8в, 9а, 10б, 11б Тестовое задание к теме «Парниковый эффект» Ответы к тестовому заданию «Парниковый эффект»: 1в, 2а, 3б, 4а, 5а,в, 6а,в, 7в, 8а, 9а,б,в, 10а. Тестовое задание к теме «Озоновый экран»: Ответы к тесту «Озоновый экран»: 1а, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б, 7б, 8а,в, 9а, 10в, 11а.
Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И перераб.- Ростон н/Д: Феникс, с. Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. Рекомендовано Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов. 6. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экорлогия. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, – 624 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов технич. вузов. 7. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева, Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. – СПб.: Химия, с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов. 8. Одум Ю. Экология т.т. 1,2. Мир,2006.