Разносклоняемые имена существительные Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель ЗНАТЬ: разносклоняемые существительныеразносклоняемые существительные суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯсуффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯУМЕТЬ: склонять существительные на -МЯсклонять существительные на -МЯ обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительныхобосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных
Синтаксическая пятиминутка 1 вариант Задание: вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы У леса на опуш(?)ке Жила Зима в избуш(?)ке. Она снеж(?)ки солила В березовой кадуш(?)ке (С.Островой) 2 вариант Задание: вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы Давайте же мыт(?)ся, плескат(?)ся, Купат(?)ся, нырять, кувыркат(?)ся, В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане. (К.Чуковский)
Словарный диктант Записать словосочетания; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание. Записать словосочетания; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание. На каждой тропинк…, на чудесной елк…, о большом урожа…, по интересной истори…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…, с зимней стуж…й, об интересном г…рбари… На каждой тропинк…, на чудесной елк…, о большом урожа…, по интересной истори…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…, с зимней стуж…й, об интересном г…рбари… Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами. Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами.
Разносклоняемые существительные Бремя Бремя Время Время Вымя Вымя Знамя Знамя Имя ср.р. Имя ср.р. Пламя Пламя Племя Племя Семя Семя Стремя Стремя Темя Темя Путь м.р. Путь м.р.
Разносклоняемые существительные Р.п. Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.) П.п. Т.п. ЕМ (по 2 скл.) Р.п. мн.ч. семя, стремя -ЯН-
Синтаксическая пятиминутка Записать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов. Записать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов. Время от врем…н… в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зар…слей кувшинок медленно проплывал карась. Время от врем…н… в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зар…слей кувшинок медленно проплывал карась.
Объяснительный диктант Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов. 1.Потерянного врем…н… (не) воротишь. 2.Большого плам…н… (не) задуешь. 3.Нет тяжелей брем…н…, чем безделье. 4.От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н….
«Проверь себя» Озаглавить и списать текст; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание. Озаглавить и списать текст; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание. Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким плам…н…м алеет край неба, а в пр…роде начинается пробуждение. Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким плам…н…м алеет край неба, а в пр…роде начинается пробуждение. Время от врем…н… раздает(?)ся пение птиц. Время от врем…н… раздает(?)ся пение птиц. По дорог… от деревн… потянулось стадо. В обратном направлени… движется машина с зерном. По дорог… от деревн… потянулось стадо. В обратном направлени… движется машина с зерном.