Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер
Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий, или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров): Функциональный или специальный менеджмент: заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом,маркетингом, финансами и т.п. Например: инновационный менеджмент, производственный менеджмент, менеджмент качества, финансовый менеджмент, экологический менеджмент и т.д. Виды менеджмента
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной Нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Сравнительная характеристика стратегического и оперативного менеджмента
Итак, менеджмент – это управление, а менеджер, соответственно, руководитель. Но чем же менеджер отличается от бизнесмена, предпринимателя?
Менеджер это: 1. владение морапьно-психологической обстановкой в фирме. 2. подбор и расстановка персонала. 3. непосредственная мотивация работника 4. обучение и развитие персонала. 5. прямой контроль за их деятельностью. 6. риск- то есть принятие и выполнение управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией. 7. выработка цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.
Требования к профессиональной компетенции менеджера ЗНАНИЯКАЧЕСТВА Понимание природы управленческого труда и процессов управления Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени Владение искусством управления человеческими ресурсами организации Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий
Менеджеры должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность. Они должны знать все, что связано с внешней средой организации и происходящими в ней изменениями. Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли. Навыки менеджеров
Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы. Им необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию. Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации. Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.