Студент: Кочурина Наталья Ивановна Специальность « Дошкольное образование » Группа 43 Руководитель: преподаватель первой категории Нижникова Вера Геннадьевна Малые формы фольклора как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.
Нормативно- правовая база исследуемой проблемы: 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Н.Е Веракса и др. 2. Закон «Об образовании» РФ от , ст.18 целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста. 3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации « 23 » ноября 2009 г. 655
Цель исследования: Теоретически изучить и обосновать проблему развития словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи детей дошкольного возраста. 2. Показать особенности развития словаря детей дошкольного возраста. 3.. Определить роль малых форм фольклора для развития словаря у детей младшего дошкольного возраста. 4. Составить перспективный план игровых занятий с использованием малых форм фольклора, способствующих развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста Предмет исследования – малые формы фольклора
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень развития словаря детей младшего дошкольного возраста повышается, если: - будет организовано обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в организованной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах; - малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту и индивидуальным особенностям детей группы.
Методологической основой исследования являются труды: Л.С Выготского, А.А Леонтьева, которые раскрывают психолого- педагогические особенности и механизмы развития словаря дошкольников; Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду разрабатывались А.М Бородич, В.В Гербовой, Е.А Смирновой и др.
Развитие словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.
Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих и игровых занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.
Развитие словаря- процесс количественного и качественного накопления слов, освоения их социального опыта, закрепление значений. Словарная работа- это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая освоение словарного состава родного языка.
Особенности развития словаря дошкольников 1.Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи. 2. В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. 3. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса детей.
Малые формы фольклора в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста. 1. Колыбельные песни ; 2. Русские народные песенки; 3. Пестушки ; 4. Потешки; 5. Загадки
Условные обозначения: + - справился с заданием `~ - справился с заданием не полностью - - не справился с заданием 1 уровень-3 человека 2 уровень-3 человека 3 уровень- 2 человека
Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша черноброва Киска, киска, Киска, брысь! На дорожку Не садись: Наша деточка Пойдет, Через киску Упадет... Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. Сорока-белобока Кашку варила, Деток кормила, Этому дала, А этому не дала. Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего.
Список ресурсов: 1. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса [Текст] / О. И. Давыдова, В. И. Федоренко //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. – Барнаул: БГПУ, Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм [Текст] / М. Загрутдинова, Н. Гавриш // Дошкольное воспитание Мельников М.Н. Русский детский фольклор [Текст] / М. Н. Мельников – М.: Просвещение, Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей [Текст] / Л. Романенко. // Дошк. воспитание