Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Психологические особенности младшего школьного возраста Младший школьный возраст – 7-11 лет – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность.
На этапе перехода от игры к учебе происходит: Меняется эмоциональная сфера Меняется жизненный уклад ребенка Возникает противоречие между желаниями («хочу») («надо») Ребенок зависим от мнений и оценок окружающих
В зависимости от мнения учителей и родителей, успехов в учебе у школьника могут сформироваться: Уверенность в себе; Компетентность; Адекватная самооценка. Неверие в свои силы; Чувство неполноценности; Заниженная самооценка; Потеря интереса к учебе.
Новообразования этого периода: Развитие произвольного внимания, памяти, восприятия Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому Развитие саморегуляции поведения и воли Усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний
Овладение навыками домашнего труд Формирование отношений в учебном коллективе Формирование самооценки Формирование словесно-логического мышления на основе конкретных понятий Развиваются способности осмысленного произвольного запоминания
Психологические особенности подросткового возраста Подростковый возраст (11-15 лет) - период психологического взросления и полового созревания ребенка. Период жизни между детством и взрослостью. Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Основные группы наиболее ярких интересов: Интерес подростка к собственной личности Тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые могут проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета Стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям
Особенности развития подростка в этом возрасте В познавательной сфере: Развитие логического мышления; Развиваются способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу; Стремление к исключительности.
В психофизиологическом плане Интенсивное половое созревание и развитие; Бурная физиологическая перестройка организма; Перепады физического состояния, сказываются на эмоциональной сфере; Возникают всплески и неуправляемость эмоций и настроений.
В межличностном плане: Подросток считает себя уже достаточно взрослым; хочет, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому; общение со сверстниками носит исповедальный характер; пытается самоутвердиться в группе.
Новообразования этого периода Формирование собственных взглядов Протест против диктата взрослых Стремление к самостоятельности Появляется «чувство взрослости» Возникновение конфликтных отношений со взрослыми
Освобождение от контроля и опеки взрослых Появляются такие черты характера, как самокритичность, ранимость, личностная нестабильность Понижается роль семьи как объекта общения.
Психологические особенности юношеского возраста Юношеский возраст (15-17 лет) – этап формирования самосознания, собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. Ведущий вид деятельности – учебно- профессиональная.
Особенности развития учащихся в этом возрасте В психофизиологическом плане: -Продолжается процесс полового созревания -Повышается половое влечение, но в отличие от подросткового периода, в этом возрасте вырабатывается контроль за своим поведением, появляется эмоциональная уравновешенность
В познавательной сфере: - Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала; - Сформировалось абстрактно-логическое мышление; - Возникает собственное мировоззрение; - Умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах; - Стремление приобрести профессию.
В области социального развития: - Переживания в общении со сверстниками – дружба, любовь; - Возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками; - Необходим эмоциональный контакт с родителями.
Новообразования этого периода Завершается формирование образа «Я» Появляется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации Происходит осознание себя членом общества и определение своего места в нем.