Русско-турецкие войны являются одной из самых ярких страниц истории внешней политики России. Это период успехов и поражений русской дипломатии, бесспорно, влиявших на политическое развитие России. Поражение России в Крымской войне гг. подорвало её престиж на международной арене. Россия лишалась Южной части Бессарабии с устьем Дуная, но ей возвращались взятые в ходе военных действий Севастополь и другие крымские города, а Турции - занятые русскими войсками Карс и Карская область. Но особенно тяжелым для России условием Парижского трактата 1856 г. было провозглашение "нейтрализации" Черного моря. России и Турции, как черноморским державам, запрещалось иметь на Черном море военный флот, а на Черноморском побережье военные крепости и арсеналы. Следовательно, в случае войны Черноморское побережье России оказывалось беззащитным. Трактат лишал Россию права защиты интересов православного населения на территории Османской империи, что ослабляло влияние России на ближневосточные дела.
Для работы над рефератом мною использовалась следующая литература: учебник истории А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной за 8 класс. В нём учащихся знакомят лишь с основными событиями русско-турецкой войны гг., не останавливаясь на подробностях. Книга В.В. Верещагина «Скобелев. Воспоминания о русско-турецкой войне гг.» открывает собой серию «Большая Игра», посвященную англо-русскому соперничеству за влияние на Ближнем и Среднем Востоке в XIX - начале XX века. В книге Якова Брука «Василий Верещагин» подробно описывается жизнь В.В. Верещагина и представлены его картины, посвященные русско-турецкой войне Военный историк Н.В. Скрицкий предпринял попытку рассказать о малоизвестных событиях этой войны, которая в какой-то степени явилась предтечей Русско-японской и Первой мировой войн в своей книге «Балканский гамбит. Неизвестная война гг.». По мнению автора, если не Турция, то Россия была вынуждена применить гамбит, чтобы получить возможность осуществить, хотя бы часть своих планов. В книге приведены краткие биографии тех людей, которые влияли на развитие боевых действий, на дипломатические переговоры до начала, в ходе и после окончания войны.
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 г. в Череповце (тогда Новгородская губерния) в семье помещика. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей и Александр, стали профессиональными военными; старший, Николай общественным деятелем. Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома ( ). В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. В 1871 г. Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 г. он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне.
Узнав весной 1877 г. о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях. В июне 1877 г. он получает тяжёлое ранение. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым.
Творчество Василия Васильевича Верещагина знаменовавшее торжество реализма и демократических идей в русской батальной живописи, заслужило мировую известность. Сам Верещагин называл себя не баталистом, а художником военных сцен. Действительно, в его искусстве картины сражений очень редки. Художника волновали не кровавые зрелища, не эффектные картины сражений, а великое геройство и великое страдание народа. В своих произведениях он рассказывал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме. Первые самостоятельные выступления Верещагина, как художника относятся ко времени его путешествия на Кавказ. Здесь все, что открывается глазам, одинаково приковывает его внимание. Он зарисовывает характер местность, жилье, архитектурные памятники, утварь, одежду. Но особенно много и с интересом рисует местное население: калмыков, казаков, лезгин, ногайцев. Одной из самых известных является Туркестанская серия. Она отличается разнообразием тематики произведений и широким охватом многих сторон жизни народов Азии. Военные темы здесь соседствуют с бытовыми, картины среднеазиатской природы переплетаются с этнографически точным изображением народных типов, национальных костюмов и своеобразием местных нравов. Балканская серия - кульминация творчества Верещагина. Показанная вместе с Индийской серией впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем, демонстрировавшаяся на протяжении годов в Петербурге, Москве, во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к художнику во всем мире.
Вся жизнь, все искусство В.В. Верещагина являют собой ярчайший пример гражданственности, во имя прогресса, самоотверженной борьбы во имя светлых демократических идеалов. Всю жизнь Верещагин чувствовал себя "мобилизованным и призванным" говорить своим искусством правду, и только правду. Он первым выразил в изобразительном искусстве мысль о том, что война не может и не должна быть средством разрешения международных споров. С актуальностью звучит голос Верещагина и в наши дни. Художник своим искусством предостерегает человечество, показывает антигуманную сущность захватнической войны, которая несет людям страдания и гибель. Вся жизнь, все искусство В.В. Верещагина являют собой ярчайший пример гражданственности, во имя прогресса, самоотверженной борьбы во имя светлых демократических идеалов. Всю жизнь Верещагин чувствовал себя "мобилизованным и призванным" говорить своим искусством правду, и только правду. Он первым выразил в изобразительном искусстве мысль о том, что война не может и не должна быть средством разрешения международных споров. С актуальностью звучит голос Верещагина и в наши дни. Художник своим искусством предостерегает человечество, показывает антигуманную сущность захватнической войны, которая несет людям страдания и гибель. В.В.Верещагин, Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром,
Русско-турецкая война поставила перед искусством новые вопросы. В частности она нашла своё отображение в творчестве В.В.Верещагина. Его отношение к войне, воплощению в искусстве этого бесчеловечного явления выявляется лишь в «триединстве» живописи, прозе и письмах. Художник создаёт отдельную Балканскую серию в Париже в годах. В нее входит около тридцати картин. В ней Верещагин бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Балканская серия знаменует глубокую перемену во взгляде Верещагина на войну: это уже не обличие «азиатского варварства» - это непримиримое отрицание войны вообще. Он переходит на пацифистские позиции: всякая война предоставляется ему «отвратительным наростом варварства на цивилизации», всякое насилие – преступлением перед человечностью. После Балканской кампании перед Верещагиным, по его собственному признанию, неотступно, во всеоружии «стоит ужасный призрак войны», он не знает, как с ним совладать, «как подступиться, с которой стороны его подрыть, укусить, ужалить».Восхищаясь бесстрашием русского солдата, сострадая ему, Верещагин свободен от задачи его прославления, равно как и очернения противника, за что в адрес художника раздаются больно ранящие его упреки в недостатке патриотизма. Для него нет «своих» или «чужих» - подобно Калло и Гойе, он пишет бедствия и ужасы войны.
Русско-турецкие войны являются одной из самых ярких страниц истории внешней политики России. Это период успехов и поражений русской дипломатии, бесспорно, влиявших на политическое развитие России. Русско-турецкая война нашла своё отражение в живописи. Мне хотелось бы остановиться на вкладе великого русского художника В.В. Верещагина в понимание истории русско-турецких войн через изобразительное искусство. Василий Васильевич Верещагин ( ) русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Наряду с картинами «Балканской серии» В.В. Верещагин описывает события русско-турецкой войны в своей книге «Скобелев. Воспоминания о русско-турецкой войне гг.». В.В. Верещагин геройски погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым.
Василий Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса
И.Н.Крамской, Портрет художника В.В.Верещагина, 1883
Фотография В.В.Верещагина
В.В.Верещагин, Араб на верблюде,
В.В.Верещагин, Портрет бачи,
В.В.Верещагин, Высматривают, 1873