Россия в эпоху петровских реформ Виртуальный урок
План урока Россия к началу царствования ПетраI Великое посольство и первые реформы Северная война Военная реформа Экономические преобразования Реформы государственного управления Административная реформа Сословные изменения Государство и церковь Развитие культуры Быт: новые черты Итоги реформ
Задание на урок В чем величие и противоречивость реформ Петра I ?
Россия к началу царствования Петра I K концу XVII в России было не более 30 мануфактур Россия ввозила железо из Швеции В России не было регулярной армии и флота Балтийское море закрыто для внешней торговли
Великое посольство и первые реформы Состоялось в г.г. Оно посетило: Голландию, Данию, Англию, Польшу, Германию. Дом где жил ПетрI в Голландии
Великое посольство Цели: Найти союзников против Турции Перенять передовой опыт Европы Итог: Были найдены союзники против Швеции в лице Речи Посполитой и Дании
Северная война Началась в 1700году Первая битва под Нарвой закончилась неудачей для русской армии После Нарвы КарлXII решил что Россия выведена из строя. Однако Петр верил в силы России,неудачи не подавляли его. До реформ
Подумайте и дайте ответ: Почему русская армия потерпела поражение в битве под Нарвой?
Военная реформа Началось создание регулярной армии(рекрутские наборы) Было отлито 300 пушек Началось обучение войск Началось строительство морского флота Строились военно- морские крепости В 1716году был принят Воинский устав
Военная реформа К исходу Северной войны Россия располагала регулярной армией превышающей 200 тысяч человек, оружием современного образца и обмундированием по европейскому стандарту.
Российская экономика при Петре I Цели экономических преобразований Обеспечение армии и флота оружием,снаряжением Развитие промышленности, преодоление экономичес- кой отсталости Развитие внутренней и внешней торговли России
К середине XVIIIв. Было создано 75 металлургических заводов. Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными.
Особенности государственных мануфактур 1 Обеспечение сбыта продукции (государство-заказчик) 2 Использование принудительной и дешевой рабочей силы(труд кре- постных) 3 Отсутствие естественной конкуренции 4 Незаинтересованность в техническом росте 5 Консервация феодально-крепостнических порядков
Развитие торговли Торговая политикаПоследствия и значение I период ( ) Система запретов,высоких пошлин и налогов Монополия государства почти на все виды товаров 1Получение значитель- ных средств из казны на армию и флот. 2Разрушение старых деловых связей купечества,разорение II период( ) Переход к политике МЕРКАНТИЛИЗМА и ПРОТЕКЦИОНИЗМА - накоплению денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли. 1Развитие торговли Превышение вы- воза товаров над ввозом их в страну. 2Накопление капитала. 3Рост молодой российской промыш- ленности.
Состав доходной части бюджета 1,8% 2,5% 7,76% прочие 24,9% 54% -ПОШЛИНЫ -МОНЕТНАЯ РЕГАЛИЯ -СОЛЯНОЙ ДОХОД -КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ -ПОДУШНЫЙ НАЛОГ
Реформы государственного аппарата управления Исходные идеи преобразований Петра I Государство – творение человека, а не Бога Система управления страной может быть изменена, улучшена Государство может взять на себя часть прав общества во имя поддержания общественного порядка
Органы власти и управления в России в первой четверти XVIII в. Император Сенат Коллегии Губернии Провинции Уезды Синод
Функции Сената Руководство и надзор за работой всего государственного аппарата Контроль за правосудием Связь с губерниями Руководство расходами и сборами налогов Ведение торговлей
Изменения в сословиях В 1722 г. принята Табель о рангах. Основным критерием продвижения по служебной лестнице становится выслуга. Упразднено сословие бояр. Ликвидировано различие между вотчин- ным и поместным землевладением. Усилена крепостная зависимость крестьян.
Государство и церковь Упразднен институт патриаршества Учрежден Святейший Синод(1721) Установление абсо- лютной монархии сопровождалось утратой православ- ной церковью само- стоятельности – подчинением духов- ной власти светской.
Система образования при Петре I Учебные заведения Навигационная школа (1701 г.) Артиллерийская школа (1701 г.) Медицинское училище (1707 г.) Инженерная школа (1712 г.) Академия наук и художеств (1724 г.) Университет при Академии (с 1726 г.) Начальное образование Цифирные школы (в губерниях) Епархиальные школы (для детей духовенства) Гарнизонные школы (для детей солдат)
Для тех кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги, например «Бородовые деньги». С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому образцу. В стране появились чай, кофе, табак, картофель помидоры. Реформа в области быта «Бородовые» деньги.
Изменения в быту Были введены ассамблеи. В отличие от обычаев пред- шествующего столетия, когда мужчин принимали отдельно от женщин, ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Ассамблеи ломали старый обычай, обусловленный местническими традициями, - на них наряду со знатью присутствовали незнатные люди.
Реформы ПетраI привели к установлению в России абсолютной монархии-формы правления,при которой законодательная,судебная и исполнительная власть в стране при- надлежит всецело главе государства (императору).Власть царя никем и ни- чем не ограничена!
Последствия и значение преобразований ПетраI 1 Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Улучшение международного положения. 2Становление абсолютной монархии в России. 3 Консервация феодально-крепостнических отношений. 4Ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России. 5 Активное вмешательство государства в социально- экономические отношения. 6Подчинение церкви государству. 7 Подавление личности государством.
Домашнее задание Подготовить сообщения о различных направлениях деятельности Петра I.
Список литературы Отечественная история в таблицах и схемах./Под ред. Князева И.П. – М.,2000. Сахаров В.Д., Буганов П.Г., Зырянов И.М. История России с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10-х кл. общеобразоват. школ.- М.: Просвещение, Степанищев Б.Б.Методика преподавания истории в средней школе. – М.:Просвещение, 1999.