1 КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ и ПРОЕКТА? Требования к выбору и формулировке темы … Охотники мы все до новизны Пушкин Александр Сергеевич,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Областная стажерская площадка «Методика исследовательской и проектной деятельности с обучающимися по эколого- биологическому направлению» «Выбор темы –
Advertisements

1 7. ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ В ИССЛЕДОВАНИИ. Объект и предмет исследования Ведь себя одно и то же По-различному дарит. Малое с великим схоже, Хоть и разнится на.
Учебное исследование. Основные понятия. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей.
Методические рекомендации по проведению учебного исследования.
1 «ПОЧЕМУ?» И «ДЛЯ ЧЕГО?» – ДВА КИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ и ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. Актуальность и практическая значимость исследования …Влюбленные в практику без.
Учебное исследование. Основные понятия. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ В ИССЛЕДОВАНИИ. Объект и предмет исследования Ведь себя одно и то же По-различному дарит. Малое с великим схоже, Хоть и разнится на вид.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
1 Объект и предмет исследования «… необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект,
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
… Уж носятся сомнительные слухи, Уж новизна сменяет новизну… А. С. Пушкин «Борис Годунов» Как найти интересную тему для проекта. Требования к выбору и.
Научное общество учащихся (НОУ) «Мысль» Баганская СОШ 1 Руководитель: зам. директора по научно- методической работе Саженина Т.Е.
Подготовка к участию в конкурсе исследовательских работ.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Давыдова-Мартынова Елена Игоревна, учитель информатики, истории и права ГОУ гимназии 1517 г.Москва, аспирантка МГОУ Особенности индивидуального подхода.
Транксрипт:

1 КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ и ПРОЕКТА? Требования к выбору и формулировке темы … Охотники мы все до новизны Пушкин Александр Сергеевич, «Гавриллиада»

Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это действительно так. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап исследования. 2

3 Требования к выбору темы Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем. В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения. Например: В рецензии к.и.н., преподавателя МГУ И.А. Агакишиева на работу «Неписанное и писаное право в становлении государственности» (2007 г., НОУ СОШ «Росинка», автор проекта – Колпакова Наталья, 7 кл., научный руководитель проекта – Л.Н. Писарева) отмечается: «Составленный предметный понятийный словарь может быть полезен при углубленном изучении истории».

4 Требования к выбору темы Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. Например: Интересной для исследования является тема «Проблемы развития и становления рыночной экономики в Российской Федерации» (2006 г., ГОУ СОШ 1195 с гимназическими классами, автор проекта – Бурылин Роман, 10 кл., научный руководитель проекта – И.П. Жулидова). Ее актуальность заключается в том, что «материальный рост граждан… России, которая имеет неслыханные природные ресурсы, зависит от экономики нашей страны, а в частности от экономического роста и от того, какие реформы принимаются для его увеличения…».

5 Требования к выбору темы Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента. Например: В работе на тему «Экология и культура – приоритет безопасности моего края» (2006 г., НОУ СОШ «Росинка», авторы проекта – Пантелей Дмитрий, Прошина Лилия, 8 кл., научные руководители проекта – Е.М. Зубкова, Е.Н. Деева) учащиеся исследовали состав почвы и воды, делали выводы о состоянии окружающей среды, что важно для жителей данного района. Имеющееся оборудование, необходимое для проведения исследования, позволило провести точные замеры и представить анализ результатов исследований в виде таблиц и диаграмм.

6 Требования к выбору темы Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться. Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?»

7 Требования к выбору темы Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов. Например: Тема «Культура речи: лексические и морфологические нормы» (2006 г., НОУ СОШ «Росинка», авторы проекта – Шакирова Лейсан, Белоусова Анастасия, 9 кл., научный руководитель проекта – И.В. Тимофеева) подразумевает конкретное рассмотрение лексических и морфологических норм. А вот тема «Знаки зодиака» не обозначает конкретного объекта и предмета изучения. Ее необходимо конкретизировать: «Знаки зодиака и характерологические особенности личности».

8 Требования к выбору темы Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект. Например: «Когда звонят колокола…(Особенности инфразвукового звучания колоколов)» (2006 г. НОУ СОШ «Росинка», авторы проекта – Новикова Мария, Колпакова Мария, 9 кл., научный руководитель проекта – М.И. Дьячкова).

9 Требования к выбору темы Ну и, конечно же, было бы хорошо, если бы выбор темы был связан с интересом к ней и научного руководителя, консультанта, тогда это будут отношения сотрудничества между учащимся и научным консультантом проекта и исследования. Например: В основе проекта «Справочник- путеводитель «Титаны Возрождения» (2007 г. НОУ СОШ «Росинка», авторы проекта – Сухарев Даниил, 7 кл., научный руководитель проекта – М.М. Новожилова) лежал общий и давний интерес ученика и преподавателя «Мировой художественной культуры» к эпохе Возрождения, к ее героям.

10 Требования к выбору темы Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования, хотя в последствии формулировка будет неоднократно корректироваться. И тема исследования в проблемной форме отразит отношение предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.

Практические шаги-приемы для выбора темы «Аналитический обзор достижений» науки в области интересов учащегося под руководством педагога. «Руководство принципом повторения». Обращение к теме, рассмотренной ранее (в том числе других авторов исследования), для более углубленного изучения, а также сравнения результатов исследования. «Поисковый способ». Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой, новейшими работами в этой или близких к ней областях знаний, и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы. «Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико- аналитических и описательных материалов». «Уточнение гипотез». Выбор темы на основе ранее выдвинутых гипотез, которые заинтересовали и требуют подтверждения или опровержения. Доктор психологических наук Михаил Николаевич Арцев 11

12 Профессор А.И. Савенков все темы условно объединяет в три группы: Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

13 Задание: определите тему исследования относительной данной проблемы и актуальности. В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т.д. Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца. Проблема исследования – перенасыщенность свинца в окружающей среде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Актуальность исследования - необходимость поиска решения проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде. Варианты ответа: 1.Свинец и его влияние на атмосферу. 2.Свинец и его влияние на окружающую среду. 3.География размещения предприятий цветной металлургии.