Урок развития речи. 5 класс «А вы умеете писать письма?» Цели: 1.«Погружение» в историю возникновения письма. 2.Знакомство с эпистолярным жанром. 3.Формирование навыков письменного речевого общения в определённых сферах жизни. Задачи: 1.Познакомить учащихся с видами писем, с речевым этикетом, культурой выражения чувств. 2.Подготовить учащихся к сочинению в жанре письма. 3.Расширить словарный запас учащихся, развивать образное мышление. 4.Развивать навык грамотной речи. 5.Научить учащихся строить собственное высказывание, переводить устную речь в письменную. 6.Отработать основные правила написания письма. 7.Вспомнить постановку знаков препинания при обращении. 8.Редактирование предложенного учителем текста письма.
А вы умеете писать письма? Письма – это беседы с отсутствующими друзьями. Цицерон Письмо-признание Письмо-поздравление Письмо-просьба Дружеское письмо
Какие ассоциации вызывает у вас слово «письмо»? письмо конверт буква предложение текст отправитель адрес почтальон марка
Значение слова «письмо» ПИСЬМО 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. Написать письмо. Заказное письмо. 2. Умение писать. Учиться письму. 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи. Славянское письмо. 4. Манера художественного изображения. Икона старинного письма. (Ожегов С.И. Словарь русского языка.)
Станция «Узнай-ка!» Сигналы-символы
Станция «Узнай-ка!» Как медведи оказали людям медвежью услугу?
Пиктографическое письмо
Как было написано первое письмо Договор между читающим и пишущим
Станция «Напиши-ка!» Попробуем за Таффи написать записку её маме. Требования к записке: Очень коротко, только главное! (Как СМС) Понятно не только тебе, но и получателю! Грамотно! Аккуратно! Вежливо!
Обращение. Что это такое? Найдите обращения, написанные в вашей записке от имени Таффи к её маме. Подчерните их. Является ли обращение членом предложения?
Станция «Грамотей!» Почему А. Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести»? Как вы думаете, почему автор письмо называет письмишком? Какой оттенок придает этому слову суффикс – ИШК-? Исправь ошибки! ГРУСТНЫЕ ВЕСТИ Пришло письмишко мне. Гляжу – из лагеря, от Мишки. Сдесь чюдный лук, и я лижу. Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за «чудеса»? Наверно, шутит, плут! Читаю дальше: Сдесь – лиса, Красивый длинный прут. И что такое он плетёт, Не разберусь, хоть тресни! Когда атрят идёт в похот, Я запиваю песни… На днях в лису нашол я грусть, И очень был даволен. Нет, нет, не шутит он! Боюсь, Мой друг серьёзно болен… Вернётся – надо подлечить: Заставить правила учить! А. Шибаев
Проверь себя! Пришло письмишко мне. Гляжу – из лагеря, от Мишки. Здесь чудный луг, и я лежу. Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за «чудеса»? Наверно, шутит, плут! Читаю дальше: Здесь – леса, Красивый длинный пруд. И что такое он плетёт, Не разберусь, хоть тресни! Когда отряд идёт в поход, Я запеваю песни… На днях в лесу нашёл я груздь, И очень был доволен. Нет, нет, не шутит он! Боюсь, Мой друг серьёзно болен… Вернётся – надо подлечить: Заставить правила учить!
Письмо 1Письмо 2Письмо 3 начало Здравствуй, дорогой дядя Федор! Дорогие мама и папа! Получили Ваше письмо. Здравствуй, дядя Федор! Давненько не было от тебя писем. основная часть Поздравляем тебя с Новым годом. Расти веселым, здоровым, упорным в труде. Живем мы хорошо, просто замечательно. Пришлите, пожалуйста, для Шарика фоторужье. Это и охота и зверей убивать не надо. Погода у нас хорошая. Снегу намело по колено. Шарик с Матроскиным поссорились. Начинают раздел имущества. Скоро печку делить начнут, а потом избу. концовка Кот Матроскин и пес Шарик. Дядя Федор.Приезжай поскорее. Почтальон Печкин.
Виды писем Письмо-поздравление Письмо- просьба (пожелание) Письмо-информация
Станция «Попытка – не пытка» Творческое задание в парах (практическая работа) (5-7 минут) Задание 1 группе: Написать письмо своему другу (подруге) с просьбой прислать книгу «Живопись». Задание 2 группе: Написать письмо-информацию своим родителям о пребывании на лыжной туристической базе. Постарайтесь, чтобы письмо получилось интересным. Можете дополнить письмо рисунком. Задание 3 группе: Написать письмо-поздравление своим близким (бабушке, дедушке, маме, папе, брату, сестре и т.д.). Постарайтесь доставить радость своим письмом.
Станция «Итоговая» Что нового вы узнали на уроке? Когда было особенно интересно? Какие трудности возникли? Чему мы научились? М О Л О Д Ц Ы!
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я – ваш Дедушка Мороз. Нагрузил подарков воз, Но не знаю: как же быть И кому мне их дарить. Адресата нет, имён, Нет фамилии сластён… И в Устюге тишина… Я жду писем детвора! Дед Мороз 7 декабря 2009
Примерная памятка для написания письма-ответа Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным. Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок. Выберите соответствующую форму обращения к тому, кому вы пишете письмо. Продумайте тон, стиль, меру откровенности письма. Постарайтесь, чтобы письмо было беседой, а не скучным перечислением последних событий в вашей жизни.
Домашнее задание 1.Написать письмо Деду Морозу. Успехов вам! Дед Мороз ждём от вас писем!