Концепт «Природа» в творчестве В. Г. Распутина. Исследователи творчества В.Г. Распутина: Н.Н. Котенко «Валентин Распутин. Очерк творчества», Дырдин А.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЛАВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Г. РАСПУТИНА. ХОРОШЕГО СЕДЦА И ПРАВИЛЬНОЙ ДУШИ ТАК НЕДОСТАЕТ НАМ, ЧТО ЧЕМ БОЛЬШЕ НАШИ ГЕРОИ И МЫ БУДЕМ ЖИТЬ, ТЕМ ЛУЧШЕ ДЛЯ НАС.
Advertisements

Мотив – это устойчивый, формально- содержательный компонент литературного текста. Мотив – это сущностный для понимания авторской концепции смысловой(содержательный)
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
«Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» русский писатель, поэт, прозаик, переводчик из стародворянского рода, почётный академик.
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН « Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром»
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН Творческий путь и художественный мир писателя Проект ученика 11 класса Балцану Вячеслава.
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН « Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром» Зачетная работа ученика 11Л класса Елисеева Александра.
Цели: Дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; Формировать неравнодушное отношение.
Вопросы по теории литературы. Эпические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Предметные результаты 2 года обучения I.Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа. II. Освоение правил совместной.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Нравственный идеал в повестях В. Распутина Урок литературы в 11 классе Автор презентации: Егорова Л. Н., «СОШ 10» г.Канаш ЧР.
(Опыт анализа повести Н.В. Гоголя «Шинель» в 10 классе.) Автор: Цвелих Юлия Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г Пугачёва.
В.Г.Распутин. Повесть «Деньги для Марии» Помочь человеку Валентин Распутин – писатель, публицист, патриот российской земли Это имя известно всему читающему.
Валентин Распутин Рассказ «Уроки французского Урок русской словесности в 7 классе Учитель Столярова М. А.
А. И. Солженицын. О Солженицыне. vaynah.su представляет.
Типология культурных концептов. Определение Концепт (лат. conceptus «понятие») - это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие,
«Понятия добра и зла, истинного и ложного в рассказах Бориса Екимова»
Живой мир и культура. Многообразие философских и научных определений культуры Культура (лат. «cultura» - возделывание, земледелие, воспитание, почитание)
Сущность Родины - это единство людей на почве религиозного осмысления духовной культуры об общности духовной судьбы народа. Создание общей духовной культуры.
Транксрипт:

Концепт «Природа» в творчестве В. Г. Распутина

Исследователи творчества В.Г. Распутина: Н.Н. Котенко «Валентин Распутин. Очерк творчества», Дырдин А.А. «В. Распутин: национально-художественный стиль мышления», Лебедева С.Н. Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина.

Перевалова С. Автор и герои в прозе В.Г. Распутина, Кузина А. «Рассказы Распутина последних лет», Игнатьева А.В. «У истоков мотива «родной души» в творчестве В.Г. Распутина», «Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина».

Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что концепт «природа» в данной работе рассматривается в литературоведческом аспекте.

Цель выпускной квалификационной работы: раскрыть содержание концепта «природа» в творчестве В.Г. Распутина.

Задачи: - определить значение понятия «концепт» с точки зрения филологии и лингвокультурологии; - рассмотреть природу как фрагмент картины мира;

- проанализировать понимание природы индивидуальной картине мира В.Г. Распутина; - раскрыть воплощение концепта «природа» в творчестве В.Г. Распутина (на материале произведений «Последний срок», «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой»).

Концепт понимается как смысловое значение имени, знака, то есть содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат ) этого имени (например, смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли).

Концепт в литературе рассматривается как свернутый текст, как культурно- семиотический феномен, в котором сочетаются архетипические и мифопоэтические параметры, а также религиозно-философское и культурно- историческое знание о мире.

Природа- все сущее, то есть весь существующий органический и неорганический мир.

Природа в литературоведческом аспекте соотносится с понятием пейзажа. Пейзаж - картина природы, имеющая различное художественное назначение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение.

Словом «природа» обозначается как первоначальная сущность вещи, так и совокупность всех вещей, которые не подвергались изменениям со стороны человека. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам - часть природы. Единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность.

Природа в произведениях В.Г. Распутина предстает одухотворенной, тем самым способствуя обращению человека к собственным духовным тайнам. В творчестве В. Г. Распутина природа представлена в основном двумя контрастными ассоциативными рядами: Ласковая Неземная Несказанная Разрушительная Бурная Пугающая

Проанализировав произведения В.Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Уроки французского», «Живи и помни», «Деньги для Марии», мы выявили следующие основные смысловые единицы, связанные с концептом природа:

ПРИРОДА ДЕРЕВ О ЗЕМЛЯ ВОДА ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА: 1) ЖИВОТНОЕ 2) ЧЕЛОВЕК НЕБО

В ходе анализа текстов «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний срок», «Деньги для Марии», «Уроки французского» нам удалось выявить основные концептуальные метафоры, связанные с концептом природа.

Небо: -«бездонность», -«тепло», -«источник воды как животворящей силы», -«равнодушие», -«источник надежды», - «игрушка» Дерево: -«старый человек», -«живое существо», -«пастух», -«нечто божественн ое», -«зверь», - «нерушима я сила» Земля: -«живое существо», -«судьба человека», -«источник богатства», -«источник жизни», -«ненадежность», -«утюг» (форма), -«убежище», - «обрыв», - «ловушка», - «спасительница», - «жертва» Вода: -«животворящее начало», -«причина гибели», -«живое существо», - «помощница», - «помеха», - «стена», - «трясина», - «улица-река», - «очищение», - «искра», - «злая сила» ПРИРОДА

-«зверюшка» -«леший» -«оборотень» -«волк» -«курица» -«крот» -«коряга» - «подрубленное дерево», - «старое дерево» -«хозяин природы», -«бродяга», -«жертва», -«затравленный человек», -«источник благополучия», -«показатель близкой опасности», -«обитатель Ноева ковчега», - «беззаботность», - «беспомощность» человекживотное Живые существа

- Концепты помогают воссоздать мировоззренческие картины мира, истинный облик русской ментальности.

С каждым героем у автора ассоциируется и определенный пейзаж, и даже погода в какой-либо день. Автор наделяет какой-то связью с природой только тех персонажей, которые действительно достойны внимания, которые являются личностями (даже если их человеческие качества далеко не положительны).

В приложении представлена рабочая тетрадь для 6 класса по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского», составленная под руководством доцента Л.Л. Гордиенко, а также методические разработки уроков литературы для 11 класса по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Практическая значимость

Кроме того, приложение содержит портреты В.Г. Распутина, фрагменты произведений «Уроки французского», «Последний срок» и «Прощание с Матерой», необходимые для учителя или студента-практиканта при подготовке к урокам и их проведении уроков.

Спасибо за внимание!