еория ешения зобретательских адач
Будущее нельзя предвидеть, но его можно изобрести
Цель ТРИЗ: Создание Созданиеэффективной технологии технологииизобретательства
ТРИЗ позволяет: Решать задачи, Решать задачи, Выявлять новые, Выявлять новые, Прогнозировать развитие техники, Прогнозировать развитие техники, Совершенствовать работу конструкторов, технологов, Совершенствовать работу конструкторов, технологов, И другое. И другое.
Области использования ТРИЗ: В науке - для решения исследовательских задач и выработки новых концепций, В науке - для решения исследовательских задач и выработки новых концепций, В педагогике и психологии – для формирования творческой личности. В педагогике и психологии – для формирования творческой личности.
Основное направление деятельности: применение ТРИЗ для массового и эффективного решения творческих задач, а также творческого обучения и воспитания, формирующего в человеке неагрессивную творческую личность
Качества творческой личности: Способность смело выбрать Достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать её главным вектором своей жизни, Способность смело выбрать Достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать её главным вектором своей жизни, Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели, Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели, Способность работать планомерно. Наличие пакета рабочих планов на неделю, месяц, год. Регулярное выполнение этих планов, Способность работать планомерно. Наличие пакета рабочих планов на неделю, месяц, год. Регулярное выполнение этих планов, Высокая работоспособность, Высокая работоспособность, Хорошая техника решения творческих задач, входящих в проблему, Хорошая техника решения творческих задач, входящих в проблему, Способность отстаивать свои идеи и разработки, умение «держать удар». Способность отстаивать свои идеи и разработки, умение «держать удар».
Методики РТВ: Методика разрешения противоречий, Методика разрешения противоречий, Методика разрешения противоречий, Методика разрешения противоречий, Методика придумывания пословиц, Методика придумывания пословиц, Методика придумывания пословиц, Методика придумывания пословиц, Методика придумывания загадок, Методика придумывания загадок, Методика придумывания загадок, Методика придумывания загадок, Методика сочинения сказок, Методика сочинения сказок, Методика сочинения сказок, Методика сочинения сказок, Приёмы фантазирования, Приёмы фантазирования, Приёмы фантазирования, Приёмы фантазирования, Фантограмма Фантограмма Фантограмма
Методика разрешения противоречий Методика разрешения противоречий Противоречие – ситуация, при которой любое изменение системы и её частей и хорошо, и плохо одновременно. Задача. Как в присутствии полицейских раздать приглашения на тайное совещание? 1. Если раздать всем, то (+) получат все, но (-) узнают полицейские. 2. Если раздать только тем, кто должен прийти, то (+) получат те, кто должен прийти, но (-) увидят полицейские.
Изобретение идеальной книги: Найти противоречия: Если книга рукописная, то: Если книга рукописная, то: + произведение искусства - дорогая, - дорогая, Если страницы глянцевые, то: Если страницы глянцевые, то: + … - … И т. д. Вывод: идеальная книга должна быть… Назад
Методика придумывания пословиц Методика придумывания пословиц Данная методика позволяет детям самостоятельно сделать вывод и извлечь несколько уроков. При создании пословиц используется раскадровка, где каждый следующий кадр вытекает из предыдущего. Пословица состоит из двух частей: ДействиеРезультат Форма: Если…, то…
Методика сочинения сказок Испорченные сказкиСказки от слова «почему?»
Сказки от слова «Почему?» Схема сказки БылоСтало Назад
Методика придумывания загадок На что похоже? Чем отличается? Форма: 1)Как …, но… 2)Сказал бы: «…», но не… (Шарик для пинг-понга) Пример: Как жемчуг, но дешёвый, Как бисер, но крупный, как яйцо, но не разобьёшь.
Что делает? Что такое же? Форма: 1) …, но не… 2)…, как … Пример: Рассказывает, но не человек, Учит, но не учитель, Молчит, но не рыба. (Книга)
Где находится? На что похож? Предмет Пример: За воротами кирпич, В кирпиче – белые двери, На дверях – букашки. (Книга) На высоком полу железная рука, В железной руке тонкая чаша, В чаше той прозрачная сосулька, А внутри сосульки волос горит. (Настольная лампа)
Название частей Сколько? На что похожи? Пример: Один бочонок на восьми веточках. (Паук) Четыре расписных опахала, Две антенны. (Бабочка)
Системный оператор Система 1 23 Надсистема Подсистемы
Пример: Система – бык, Подсистемы : Туловище – бочка, Голова – кирпич, Хвост – веник, Ноги – колышки, Уши – тряпочки. Получилась загадка: Бочка на столбах, На бочке – трава, Спереди у бочки – кирпич, а сзади веник прикручен, На кирпиче две тряпочки и уголёк, Всё на двух парах колышек стоит. (Бык)
Приёмы фантазирования Приёмы фантазирования Увеличить – уменьшить: Увеличить – уменьшить: Великан-Кроха Великан-Кроха Что хорошо, что плохо Что хорошо, что плохо Наоборот Наоборот Система Свойства Антисвойства Антисистема Ускорение - замедление Ускорение - замедление
ФантограммаФантограмма – таблица, в которой по вертикали универсальные показатели, по горизонтали – приёмы фантазирования Фантограмма Подсистемы Объект Направление развития Воспроизведение Надсистемы Энергопитание Способ передвижения Сфера распространения Назначение
Преимущества ТРИЗ: Не требует больших затрат времени, Можно использовать в традиционной системе обучения, Развивает фантазию, воображение у детей, Вселяет уверенность в своих силах.
Применение ТРИЗ: На уроках чтения и окружающего мира, На уроках чтения и окружающего мира, На уроках чтения и окружающего мира, На уроках чтения и окружающего мира, На кружке «РТВ», На кружке «РТВ», На кружке «РТВ», На кружке «РТВ», На родительских собраниях, На родительских собраниях, На родительских собраниях, На родительских собраниях, На внеклассных занятиях. На внеклассных занятиях. На внеклассных занятиях. На внеклассных занятиях.