Художественный мир М.Ю. Лермонтова
Цель урока: помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова
Методические приемы: повторение известных сведений о поэте, викторина, постановка вопросов по теме урока, работа с учебником
Викторина Где и когда родился Лермонтов? Где и когда родился Лермонтов? Как звали домашнего учителя Лермонтова? Как звали домашнего учителя Лермонтова? Как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском университете? Как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском университете? Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»? Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»? Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем? Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем?
Оформление тетрадей. План урока 1. Особенности лермонтовской эпохи 2. Своеобразие лирики Лермонтова
Слово учителя «Смерть поэта», - писал один из современников Лермонтова, - возвестило русской литературе о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина». К людям этого большого гражданского мужества, лучшим представителям своего поколения и принадлежал Лермонтов. Эти люди были еще очень юными, но на их долю выпала тяжелая судьба, и они стали взрослыми раньше времени…
Работа с учебником Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова
Задание Составить тезисный план по теме: Составить тезисный план по теме: «В чем сходство и различия поэзии Пушкина и Лермонтова» «В чем сходство и различия поэзии Пушкина и Лермонтова»
Чтение и обсуждение стихотворений 1. Чтение стихотворения «О, полно извинять разврат» - Что воспевается в этом стихотворении? - Что воспевается в этом стихотворении? - Каков долг поэта? - Каков долг поэта? - Есть ли такие поэты вокруг Лермонтова? - Есть ли такие поэты вокруг Лермонтова? 2. Комментарии учителя 3. Стихотворение «Поэт» читают учащиеся - Какие образы вы считаете основными? - Какие образы вы считаете основными? - В чем их связь друг с другом? - В чем их связь друг с другом? - В чем оригинальность стихотворения? - В чем оригинальность стихотворения?
Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Задание: заполнить таблицу и ответить на вопрос: в чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и его поэзии? ПушкинЛермонтов «Глаголом жечь сердца людей» «Воспламенять бойца для битвы»
Версия создания стихотворения «Пророк» Слово учителя Центральное произведение о поэте и поэзии, взаимоотношениях поэта и толпы – «Пророк» 9 июля 1841 г. Поэт внезапно осознает в своей душе перемену. Он вспоминает свои беседы с А.И. Одоевским, погружается в чтение Евангелия, сосредоточивается на истории апостола Павла, вчитывается в его высказывания о судьбе «Пророка»
Лирический герой в художественном произведении Лирике Лермонтова второй половины х годов свойственна новая направленность. Философское раздумье о сущем, отдельные мотивы творческих исканий сливаются в целостный, неповторимый лермонтовский мир. «Гляжу на будущность с боязнью» (1837) «Как часто пестрою толпою окружен» (1840) «И скучно и грустно» (1840) «Выхожу один я на дорогу…» (1841)
Итоги урока и домашнее задание Слово учителя Выучить наизусть на выбор «Поэт», «Пророк» Подготовить связный рассказ «Художественный мир Лермонтова», используя материалы урока и материалы учебника