Руководство, власть, лидерство
Руководство организацией – способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации
Черты современного руководителя Ориентация на людей Ориентация на людей Пунктуальность исполнения Пунктуальность исполнения Дух соперничества Дух соперничества Умение создавать сферу влияния Умение создавать сферу влияния Прагматизм, гибкость и способность действовать Прагматизм, гибкость и способность действовать Ориентация на перспективу Ориентация на перспективу Психологическая уравновешенность Психологическая уравновешенность Высокий уровень активности Высокий уровень активности Политическая прозорливость Политическая прозорливость
Стили руководства: Авторитарный (автократический) Авторитарный (автократический) Демократический Демократический Либеральный Либеральный Laissez Faire («невмешательство») Laissez Faire («невмешательство») Патриархальный Патриархальный Бюрократический Бюрократический
Факторы результативности руководителя Желание работать руководителем Желание работать руководителем Личные качества Личные качества Образование в области управления Образование в области управления Опыт работы в качестве руководителя Опыт работы в качестве руководителя
Для руководства нужна власть Власть – это возможность влиять на поведение других Власть – это возможность влиять на поведение других Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека
1. Власть, основанная на принуждении менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено
2. Власть, основанная на вознаграждении менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек, верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек, верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом
3. Экспертная власть осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний
4. Эталонная власть характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же
5. Законная власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации
Кроме этого выделяют: Власть связей Власть связей Власть над ресурсами Власть над ресурсами Власть информации Власть информации
Типы Власти I. Харизматический Основа – обожание руководителя (лидера) за его личные качества Проблема – передача власти
Типы Власти I I. Традиционный Основа – прошлый опыт, обычаи, традиции Передача власти по наследству
Типы Власти I I I. Рациональный Власть как некоторое средство достижение цели организации Реализуется через систему правил и процедур Правила определяют требования к компетенции определенной должности на отдачу распоряжений Повышаются требования к профессиональному уровню руководителя
Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации Теории лидерства Теория «Великого человека» Лидерами не становятся- лидерами рождаются Теория «Великого события» Великие события превращают в лидеров Теория «мудрости и власти» Лидерство- мудрое использование власти
Модели лидера «Один из нас» Образ жизни идентичен образу жизни любого члена коллектива «Лучший из нас» Пример для подражания и как человек и как профессионал «Воплощение добродетели» Носитель общечело- веческих норм морали «Оправдание наших надежд» Люби надеются на постоянство действий лидера независимо от обстановки
Различия между менеджером и лидером МенеджерЛидер АдминистраторИнноватор ПоручаетВдохнавляет Работает над целями других Работает над своими целями План – основа действий Видение – основа действий Полагается на систему Полагается на людей Использует аргументы Использует эмоции КонтролируетДоверяет Принимает решения Реализует решения УважаемОбожаем Делает все правильно Делает правильное дело
Характерные типы лидеров 1. Харизматический - опирается на свой имидж, извесность, ярко выраженную индивидуальность, на силу воздействия личности на людей
Характерные типы лидеров 2. Автократический - отличается гипертрофированным самолюбием, отсутствием самокритики, поддержкой угодничества со стороны подчиненных
Характерные типы лидеров 3. Демократический - стремиться вовлечь персонал в процесс управления, используют свой авторитет для пользы дела, а не для реализации собственных амбиций
Характерные типы лидеров 4. Стратегический - ориентируют персонал на инновации, на достижение устойчивого положения компании в будущем - ориентируют персонал на инновации, на достижение устойчивого положения компании в будущем
Характерные типы лидеров 5. «Дельцы» - стремиться к сиюминутной выгоде, не отличается щепетильностью в достижении этой цели - стремиться к сиюминутной выгоде, не отличается щепетильностью в достижении этой цели
Результативное лидерство основано на трех взаимосвязанных направлениях деятельности: Успешное выполнение поставленных задач Успешное выполнение поставленных задач Создание коллектива Создание коллектива Развитие личности Развитие личности Умение работать с людьми
Управление конфликтами
Конфликт Это противоборство, борьба, проявляемая в самых различных формах Это противоборство, борьба, проявляемая в самых различных формах Реакцией на конфликт может проявляться: - Агрессия - Регрессия - Уход в себя
Виды конфлитов Внутриличностный Внутриличностный Межличностный Межличностный Между личностью и группой Между личностью и группой Межгрупповой Межгрупповой Внешний Внешний Внутренний Внутренний
Признаки конфликта Факты унижения достоинства личности Факты унижения достоинства личности Резкое изменение отношения к работе Резкое изменение отношения к работе Факты уклонения от выполнения задания Факты уклонения от выполнения задания Замкнутость, уединение, подавленность Замкнутость, уединение, подавленность Формальная постановка работы Формальная постановка работы Негативное суждение об окружающей обстановке Негативное суждение об окружающей обстановке
Условия, влияющие на возникновение конфликта Искусственно сохраняющиеся отрицательные бытовые условия Искусственно сохраняющиеся отрицательные бытовые условия Недостатки в организации труда и быта персонала Недостатки в организации труда и быта персонала Преобладание в коллективе аморальных, безнравственных отношений Преобладание в коллективе аморальных, безнравственных отношений Недоверие начальника к подчиненным Недоверие начальника к подчиненным Предвзятое отношение начальника к подчиненным Предвзятое отношение начальника к подчиненным Снисходительное отношение начальника к некоторым подчиненным Снисходительное отношение начальника к некоторым подчиненным Наличие неофициальных микрогрупп Наличие неофициальных микрогрупп
Предупреждение конфликта Поддержание плановой, разумной организации Поддержание плановой, разумной организации Использование научных программ Использование научных программ Индивидуальная работа с подчиненными Индивидуальная работа с подчиненными Создание и поддержание благоприятных отношений Создание и поддержание благоприятных отношений Внимательное изучение условий жизни Внимательное изучение условий жизни
Методы разрешения конфликта Административные Административные Педагогические Педагогические Психологические Психологические Структурные Структурные Переговоры Переговоры