Качества чтения: 1.Плавность2.Правильность3.Осознанность4.ВыразительностьСкорость
Что такое оптимальное чтение?Что такое оптимальное чтение? 120 –до 150 слов в минуту.120 –до 150 слов в минуту. Это диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Это диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Если взять часы со стрелками и посмотреть программу «Время» - скорость чтения дикторов телевидения варьируется в пределах от 90 до 170 слов в минуту. Если взять часы со стрелками и посмотреть программу «Время» - скорость чтения дикторов телевидения варьируется в пределах от 90 до 170 слов в минуту. Средняя скорость составляет 130 слов в минуту и находится как раз в оптимальном диапазоне разговорной речи – в оптимальном для осмысления материала. Средняя скорость составляет 130 слов в минуту и находится как раз в оптимальном диапазоне разговорной речи – в оптимальном для осмысления материала.
Если у ученика скорость чтения гораздо ниже оптимальной, то отсюда проистекают почти все беды школьной системы. У ребёнка: * Большие трудности при выполнении домашнего задания; * Большие трудности при выполнении домашнего задания; *Ему неинтересно на уроках; *Он неусидчив; *Не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука! Скорость чтения – является самым важным фактором, фактором 1, из числа Скорость чтения – является самым важным фактором, фактором 1, из числа влияющих на успеваемость. влияющих на успеваемость. Скорость чтения – фактор 1
Аспект обучения. В 3 классе – 60 – 70% хорошистов. В 4, 5 классах – снижается до %. Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе успеваемость падает. В классе преобладает психология не хорошиста, а психология троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе всё большее и большее количество учеников. В чём смысл психологического заражения, наблюдается в 4, 5 классах. Большинство учеников рассуждают так: учиться хорошо – «4» и «5» - недостижимо! «2» всё равно не поставят. Значит, единственный вариант – тройка. Хоть учись, хоть не учись – всё равно «тройка». Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 4 класса дети начинают хорошо понимать это, а в 5 классе многие из них перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учёбе, мягко говоря, наплевательски. Педзапущенность.
Аспект развития. Быстро читают те ученики, которые читают много. Быстро читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются В процессе чтения совершенствуются оперативная память, оперативная память, устойчивость внимания. устойчивость внимания. От этих показателей, в свою очередь, зависит От этих показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность умственная работоспособность
Аспект воспитания. Аспект воспитания. (достоверность статистики 95%) (достоверность статистики 95%) Обязательность. Обязательность. В 4 классе – растёт. В 4 классе – растёт. В 5 классе – несколько падает. В 5 классе – несколько падает. В 6 классе – падает более сильно. В 6 классе – падает более сильно. В 7 классе – не падает. В 7 классе – не падает. В 8,9 классе – повышается! В 8,9 классе – повышается!
Экономический аспект.Экономический аспект. Японский концерн «Хитачи» рабочих. Японский концерн «Хитачи» рабочих. Ежегодно – 120 – 130 тысяч рацпредложений, т.е. в среднем каждый рабочий подаёт в год 20 рацпредложений.Ежегодно – 120 – 130 тысяч рацпредложений, т.е. в среднем каждый рабочий подаёт в год 20 рацпредложений. Экономический эффект – более 250 миллионов долларов в год ( или более половины доходов концерна).Экономический эффект – более 250 миллионов долларов в год ( или более половины доходов концерна). Экономисты Англии, Франции, Германии, США – нагрянули в Японию.Экономисты Англии, Франции, Германии, США – нагрянули в Японию. Оказалось: рабочих концерна «Хитачи» - отличает высокий уровень образованности. Оказалось: рабочих концерна «Хитачи» - отличает высокий уровень образованности. У 90% рабочих – образование не ниже среднего западноевропейского.У 90% рабочих – образование не ниже среднего западноевропейского. Более половины рабочих – имеют высшее образование.Более половины рабочих – имеют высшее образование. 38% населения Японии – высшее образование.38% населения Японии – высшее образование.
На конец 4 класса: слов в минуту слов в минуту слов в минуту.
Вася Б. 8 класс 38 слов в минуту.. Домашнее задание в день – 8 страниц учебника примерно 6500 слов. 6500:38= 170 минут, т.е. – 3часа. 3 ч.умножим на 3= 9 час. 9+6=15 (часовой рабочий день). Есть ещё письменные задания! По алгебре Геометрии Физике Химии Русскому языку Английскому языку Сочинения по литературе. 24 часов не хватит, значит обречён на неуспеваемость!
80 слов в минуту. 80 слов в минуту. 8 стр слов. 8 стр слов. 6500:80=80 минут, т.е 1час 20 минут. 6500:80=80 минут, т.е 1час 20 минут. 1ч 20мин. умножаем на 3=4 ч. 1ч 20мин. умножаем на 3=4 ч. 4+6=10(часов) 4+6=10(часов) Письменные задания! Письменные задания!
120 слов в минуту. 120 слов в минуту. 6500:120=50(минут)6500:120=50(минут) 50умножаем на 3=50умножаем на 3= 150 (минут)150 (минут) примерно 2часа 30 минутпримерно 2часа 30 минут
Выбирать Вам, Выбирать Вам, а не ребёнку! а не ребёнку! «5» «5» «4» «4» «3» - 90 «3» - 90
Не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту ( про себя). Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг, не справится с работой!
Ребёнок не читает потому, что * Обладает малой скоростью мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, сравнение, умозаключение. *Его заставляют читать. *Его чтение оценивается отметкой. *Он беспомощен перед этой проблемой. *Его поучают, упрекают, сравнивают с другими. (т.е. его учат читать) *Ему неинтересно!
Что делать? Что делать? Как помочь? Как помочь? Положительные чувства – Положительные чувства – Праздник похода в книжный магазин. Праздник похода в книжный магазин. Личный пример родителей. Личный пример родителей. Посещение библиотек. Посещение библиотек. Стимулирование. Стимулирование. Систематичность. Систематичность. Чтение по образцу. Чтение по образцу. Хоровое чтение. Хоровое чтение. «Речевые зарядки» «Речевые зарядки» (На горке у речки уродилась гречка). (На горке у речки уродилась гречка). Самостоятельно подсчитывать результат Самостоятельно подсчитывать результат (купить песочные часы). (купить песочные часы). Запись результатов Запись результатов (лучшие показать учителю) (лучшие показать учителю)
Начать вырабатывать навык Начать вырабатывать навык правильной работы с текстом. правильной работы с текстом. 1раз – про себя (непонятные слова, предложение). предложение). 2раз – про себя (главные, основные по смыслу слова – подчеркнуть) 3раз – вслух – выразительно (чётко, можно по слогам, прочитывая незнакомые или длинные слова; (чётко, можно по слогам, прочитывая незнакомые или длинные слова; Главные слова – громче! На точках делать паузы, чтобы сделать вдох! 4 раз – пересказ (можно подглядывать –незнакомые слова, обязательно – главные, основные слова). (можно подглядывать –незнакомые слова, обязательно – главные, основные слова).
Самое эффективное упражнение! Песочные часы! 1, 2, 3 разы – читать не более 30 секунд! 1 раз – плавно, медленно, по слогам, без ошибок. 2 раз – так же, но чуть-чуть быстрее! 3 раз – «скороговоркой», но проговаривая ОКОНЧАНИЯ! 4 раз - выразительно! НЕ останавливаясь, читаем до конца в этом темпе.
Оперативная память. Оперативная память. Чтение часто тормозится из-за слаборазвитой Чтение часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. оперативной памяти. Например: Например: Предложение состоит из 6-8 слов. Дочитав до последнего слова, ребёнок уже не помнит первых слов – результат – не может уловить смысл прочитанного! Предложение состоит из 6-8 слов. Дочитав до последнего слова, ребёнок уже не помнит первых слов – результат – не может уловить смысл прочитанного! Зрительные диктанты – Зрительные диктанты – а/ Плотно сожми губы и зубы. а/ Плотно сожми губы и зубы. б/ Читай глазами.б/ Читай глазами. в/ Читай как можно быстрее, но по слогам.в/ Читай как можно быстрее, но по слогам. г/ Следи, чтобы глаза двигались по строчке.г/ Следи, чтобы глаза двигались по строчке. (Загадки, пословицы, поговорки, слоганы из рекламы, «Наша Таня громко плачет…», потешки)(Загадки, пословицы, поговорки, слоганы из рекламы, «Наша Таня громко плачет…», потешки) Словарные слова: Словарные слова: (начиная с 2 и до возраст + 1). (начиная с 2 и до возраст + 1). Титры в телевизоре – Титры в телевизоре – имя или фамилию имя или фамилию (так же в компьютере –слоги, слова). (так же в компьютере –слоги, слова). Бегущая строка Бегущая строка (через слово, попеременно с кем-то из взрослых). (через слово, попеременно с кем-то из взрослых).
Расширение поля зрения. Методика В.Эдигея. Несколько уровней сложности. люк + си – ки + ту + ра –у = 2. Найди лишнее слово, которое не подходит по смыслу. иргт двеемдь исал долавоз и другие.
Чтобы было интереснее! Чтобы было интереснее! Стоя. Стоя. Поворот на 90, 180 градусов. Поворот на 90, 180 градусов. Через слово. (можно «цепочкой») Через слово. (можно «цепочкой») Линейки по полям. Линейки по полям. С рассыпанными пуговицами на странице или спичками штук. С рассыпанными пуговицами на странице или спичками штук. Закрыть маленькими квадратиками окончания слов. Закрыть маленькими квадратиками окончания слов. Читаем только : Читаем только : имена существительные или имена существительные или имена прилагательные, или имена прилагательные, или глаголы, или глаголы, или предлог с существительным, или предлог с существительным, или прилагательное с существительным. прилагательное с существительным. Читаем первыми слогами. Читаем первыми слогами. Щадящее чтение Щадящее чтение Диафильмы ! Диафильмы !
Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что перед глазами всегда, постоянно, а то что мелькает, то есть, то нет, то есть.Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что перед глазами всегда, постоянно, а то что мелькает, то есть, то нет, то есть. Именно это создаёт раздражение и запоминается непроизвольно, без всяких усилий. Именно это создаёт раздражение и запоминается непроизвольно, без всяких усилий. Если мы хотим развить навык до автоматизма, то ежедневно, через промежутки даём небольшое по объёму упражнение. Если мы хотим развить навык до автоматизма, то ежедневно, через промежутки даём небольшое по объёму упражнение.
Правила чтения: Правила чтения: Читай без пальца и закладки. Следи, чтобы глаза двигались по строчке. по строчке. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимателен к каждому слову. к каждому слову. Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно вслух и «про себя». вслух и «про себя». Учитель-логопед Позднякова Е.А. Учитель-логопед Позднякова Е.А.