Человек в процессе социализации ГОУ СПО «Нижегородский педагогический колледж»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек в процессе социализации Выполнила : Кичайкина В. А., ППОпп –21 ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»
Advertisements

Социализация: Агенты социализации Средства социализации Механизмы социализации Институты социализации.
Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Социально-педагогическая виктимология: социальные нормы и отклонения от них в процессе социализации выступление учителя русского языка и литературы Сидельниковой.
Влияние общества на личность Prezentacii.com. Цель: Увидеть особенности влияния общества на личность, понимать сущность процесса социализации на личность.
Влияние общества на личность Антонина Сергеевна Матвиенко.
Факторы, структура и механизмы социализации школьников.
Социальная компетентность личности Выполнил студент.
Социализация учащихся. Что такое социализация? Социализация это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни.
Проблемы современной российской молодежи Сокращение численности молодых людей; Ухудшение состояния здоровья; Молодежная безработица; Падает социальная.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
«Семейно – нравственное воспитание детей». Зам. директора по УВР Коваленко Н.И. 2011г.
Содержание Социальные взаимодействия Уровни межличностных отношений Социальный статус Статусный набор Специфический статус Социальные роли Социализация.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина.
Транксрипт:

Человек в процессе социализации ГОУ СПО «Нижегородский педагогический колледж»

План: Социализация как социально-педагогическое явление Понятие и сущность социализации Этапы и агенты социализации Факторы и средства социализации Механизмы и структура процесса социализации. 2. Оценочное состояние человека в социализации Человек как объект и субъект социализации Человек как жертва социализации.

1. Социализация как социально- педагогическое явление 1.1. Понятие и сущность социализации В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономики, где первоначально означал «обобществление». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге «Теория социализации» впервые употребил его в значении применительно к человеку – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Субъект- объектный подход Подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой (общество – субъект, человек – объект). Эмиль Дюркгейм, Талкот Парсонс Субъект- субъектный подход Подход подтверждает, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. При этом подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Социальная адаптация (приспособление) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Она предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности. Чарльз Кули, Джордж Герберт Мид Выводом является понимание того, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Социализация человека имеет особенности на различных этапах. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и все они достаточно условны. I этап – младенчество (от рождения до 1 года). II этап – раннее детство (1-3 года). III этап – дошкольное детство (3-6 лет). IV этап – младший школьный возраст (6-10 лет). V этап – младший подростковый возраста (10-12 лет). VI этап – старший подростковый возраст (12-14 лет). VII этап – ранний юношеский возраст (14-18 лет). VIII этап – юношеский возраст (18-23 год). IX этап – молодость (23-30 лет). X этап – ранняя зрелость (30-40 лет). XI этап – поздняя зрелость (40-55 лет). XII этап – пожилой возраста (55-65 лет). XIII этап – старость (65-80 лет). XIV этап – долгожительство (свыше 80 лет) Этапы и агенты социализации Этапы социализации:

Агенты социализации: Важную роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Различают первичные и вторичные агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Первичные агенты – те, которые эмоционально связаны с ребенком (семья, близкие родные). Вторичные агенты многочисленные и условно подразделяются на несколько ступеней: люди, принимающие на себя функции первичных агентов; сверстники; общественные агенты (представители администрации школы, университета, предприятия, армии); вынужденное взаимодействие (пассажиры в метро, трамвае).

1.3. Факторы и средства социализации Социализация протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на развитие людей. Эти действующие на людей условия называются факторами. Они не все выявлены, а выявленные – не все достаточно изучены. Изученные факторы условно можно объединить в четыре группы: Факторы социализации Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) космос, планета, мир Макрофакторы (макро – большой) страна, этнос, общество, государство Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных СМК (радио, телевидение); по принадлежности к тем или иным субкультурам Микрофакторы семья, домашний очаг, сосед- ство, группы сверстников, воспитательные, общественные, государственные, религиозные и частные организации, миросоциум

Мезофакторы Макрофактор ы Мегафакторы Факторы социализации Микрофакторы

Факторы социализации мир планет а космос страна общест во государст во этнос регион субкуль- тура Тип поселени я СМИ Личност ь семья микросоци ум школа группа сверстнико в детский сад

Средства социализации Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфическим для общества, для социального строя, для возраста социализируемого. К ним можно отнести: - способы вскармливания младенца и ухода за ним; - формируемые бытовые и гигиенические умения; - окружающие человека продукты материальной культуры; - элементы духовной культуры; - стиль и содержание общения; - методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в организациях.

1.4. Механизмы и структура процесса социализации Социально-педагогические механизмы социализации: Социально-психологические механизмы социализации: - импринтинг (запечатление); - экзистенциальный нажим; - подражание; - идентификация (отождествление); - рефлексия. - традиционный; - институциональный; - стилизованный; - межличностный. Механизмы социализации

Социально-психологические механизмы Импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Преимущественно работает в младенчестве, раннем детстве, хотя может быть и на более поздних этапах. Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами (приспосабливаемость). Подражание – следование какому-либо примеру, образцу (один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта). Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества. Социально-психологические механизмы затрагивают сознание и подсознание.

Социально-педагогические механизмы Традиционные механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально создаваемыми для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и средства массовой коммуникации). Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только через трансляцию определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – комплекс морально-психологических черт и поведенческих представлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на социализацию человека если ее носители группы людей (коллеги, сверстники) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Этот механизм выделяется как специфический, так как в основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации.

Структура процесса социализации Процесс социализации можно условно разделить на четыре составляющие: 1 – стихийная социализация человека под влиянием обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально- экономическими и социокультурными реалиями; 2 – относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организацион- ные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп и социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т.д.). 3 – относительно социально контролируемая социализация (воспитания) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития и воспитания человека; 4 – более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения) в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни и вопреки им.

2. Оценочное состояние человека в социализации 2.1. Человек как объект и субъект социализации Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации, так как общество заинтересовано в том, чтобы человек: - успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), - создал прочную семью (семейная социализация), - смог участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), - был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. Требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Уровень этих требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются (возрастная и общественная социализация). Человек как объект социализации обязан освоить роли и ожидаемое поведение в отношении семьи и общества, а также развить удовлетворительные связи с другими людьми.

Социальный статус (врожденный, приобретенный) Социальная роль Позитивная Негативная Член семьи Член коллектива ГражданинПотребитель СпециалистБродягаНаркоман ПопрошайкаВор

Человек становится полноценным членом общества, только проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе, т.е. будучи субъектом социализации. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он осознанно или неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет субъектность и субъективность. Условно можно выделить три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи Социально-культурные задачи Социально-психологи- ческие задачи достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физи- ческого и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человек усваивает телесный канон, свойст- венный той культуре, в которой он живет (эротика, порнография), эле- менты этикета, символики, кинеси- ческого языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с полоро- левым поведением; реализует физи- ческие и сексуальные задатки; ведет здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, управление своим психо- физическим состоянием); пере- страивает стиль жизни в соответст- вии с индивидуальными возможнос- ями. познавательные, морально-нравст- венные, ценностно-смысловые объективно определяются общест- вом в целом, а также этнорегиональ- ными особенностями и ближайшим окружением человека. Специфические социально-культур- ные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жиз­ни общества. От человека в соответствии с его возрастными воз­можностями ждут приобщенности к определенному уровню об­щественной культуры, владения некоторой суммой знаний, уме­ний, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. это становление самосознания личнос- ти, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализа- ция и самоутверждение. Самосознание личности – это достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, причем необходимо чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности резулта- том и процессом самореализации.

2.2. Человек как жертва социализации Человек не только объект и субъект социализации, но он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем. Люди, не способные сохранить баланс между адаптацией и обособлением, могут стать жертвами социализации. К ним, прежде всего, относятся конформисты и диссиденты. Конформист – полностью адаптированный в обществе и не способный противостоять ему. Диссидент – человек, не адаптированный в обществе, но достаточно активно обособленный. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно. К ним относятся: нездоровье родителей, пьянство, питание, гипо- и гиперопека, негативное отношение, девиантное поведение родителей и т.д. Произойдет ли столкновение человека с этими опасностями зависит от его индивидуальных особенностей. Виды жертв неблагоприятных условий социализации: реальные – инвалиды, люди с психико-соматическими дефектами и отклонениями; потенциальные – люди с пограничными психическими состояниями; мигранты из страны в страну, из региона и т.д.; дети, родившиеся в семьях с низким моральным, экономическим и культурным уровнями; представителей инонациональных групп в местах комплексного проживания другого этноса; латентные – высокоодаренные люди, условия социализации которых недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают. Таким образом, человек выступает во всех трех ипостасях – объекта, субъекта и жертвы и в стихийной, и в направляемой, и в социально-контролируемой социализации.