Школьное самоуправление в истории развития общественного образования
Самоуправление Понятие 1.То же, что автономия 2.Внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой- нибудь организации, коллективе. 1.То же, что автономия 2.Внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой- нибудь организации, коллективе. АВТОНОМИЯ - право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-нибудь части государства; самоуправление.
Первое применение в практике общественных отношений 1918 год февраль Россия: выборы в волостные самоуправления Россия: Самоуправление
Поставлена проблема нравственного и гражданского воспитания человека нового времени Школьное самоуправление
- это сообщество, которое обсуждает совместные дела - это сообщество, которое обсуждает совместные дела Принцип:Принцип: ИграИгра Форма:Форма: Моделирование государственной деятельности Цель:Цель: средство подготовки юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности" Школьное самоуправление
Школа или класс - Школа или класс - ГосударствоГосударство КонсулКонсул СенатСенат Претор(Суд)Претор(Суд) Школьное самоуправление
Либеральные ценности в образовании В России эти ценности были восприняты во 2-ой половине XIX века, когда широко отмечалось 300- летие со дня рождения Коменского В России эти ценности были восприняты во 2-ой половине XIX века, когда широко отмечалось 300- летие со дня рождения Коменского Школьное самоуправление
Первый опыт С.Т. Шацкий Детская летняя колония "Бодрая жизнь" (1-я опытная станция) Детская летняя колония "Бодрая жизнь" (1-я опытная станция) Калуга, е гг Калуга, е гг Носитель буржуазных идей, противоречащих принципам пролетарского воспитания Школьное самоуправление
Август 1918 г. Москва. Первый Всероссийский съезд по просвещению "Основные принципы единой трудовой школы" Школьное самоуправление
"Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы". Первый этап развития самоуправления в общеобразовательных учреждениях Первый этап развития самоуправления в общеобразовательных учреждениях Школьное самоуправление
Московская опытно- показательная школа имени П. Н. Лепешинского М.М. Пистрак Коммуна "Красные зори" И.В. Ионин "Школа социально- индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых" В.Н. Сорока-Росинский А.С. Макаренко Школьное самоуправление
В 20-е годы XX века сложилась вполне действенная система школьного самоуправления. Все его группы сыграли значительную роль в становлении и развитии советской школы. Но сегодня нам известен лишь опыт самоуправления в школах коммунального типа. В 20-е годы XX века сложилась вполне действенная система школьного самоуправления. Все его группы сыграли значительную роль в становлении и развитии советской школы. Но сегодня нам известен лишь опыт самоуправления в школах коммунального типа. Школьное самоуправление
Почему нам больше известны примеры самоуправления в школах-коммунах? Школьное самоуправление
1. Необходимо было добиться в короткие сроки реальных результатов ("борьба с беспризорничеством") 2. К работе в школах-колониях привлекались наиболее талантливые педагоги ("Основные принципы единой трудовой школы"). 3. Школы-колонии были "закрытыми" сообществами, в которых можно было идти на эксперимент. Школьное самоуправление
Второй этап: е годы XX века Федор Федорович Брюховецкий ( ) г. Краснодар, Школа 58 Федор Федорович Брюховецкий ( ) г. Краснодар, Школа 58 День знаний 1 сентября, Праздник прощания с букварем, Фестиваль За честь школы, Церемония Последнего звонка День знаний 1 сентября, Праздник прощания с букварем, Фестиваль За честь школы, Церемония Последнего звонка Школьное самоуправление
Эдуард Георгиевич Костяшкин ( ) ( ) Специальная школа для трудных детей г. Создается первая в стране школа полного дня. Специальная школа для трудных детей г. Создается первая в стране школа полного дня. Второй этап: е годы XX века Школьное самоуправление
Второй этап: е годы XX века Игорь Петрович Иванов ( ) ( ) Коммунарское движение - неформальные коллективы Идея коллективных творческих дел Коммунарское движение - неформальные коллективы Идея коллективных творческих дел Коммуна им. Макаренко – общественно- педагогическое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков при ЛГПИ им. Герцена (1963 г.) Школьное самоуправление
Третий этап: е годы XX века Детское и юношеское самоуправление в школе и вне школы представлено деятельностью всесоюзных организаций (пионерия и комсомол) Школьное самоуправление
Четвертый этап: 90-е годы XX века Например: Бочкарев Вениамин Иванович: Самоуправление образовательного учреждения в виде Школьных советов. Создание Международной Ассоциации содействия школьным советам. Закон «Об образовании» и самостоятельный поиск Школьное самоуправление
Российское общее образование на современном этапе ? ?