Тема урока Формы и методы Опорные понятия Актуализация знаний Лабораторные и практические, оборудование Экологичес кий аспект, здоровье- сбережение Крае- ве- дение Планируемый результат Д/з 1 История развития генетики Лекция с элемен- тами беседы Гибридологи ческий метод, чистые линии, генетика. Генотип, фенотип, гибридологич еский метод (биология 9 класс) Развитие культуры и образования XIX века (История) Портреты ученых Знать: -значения генетики как науки о наследственности и изменчивости - основные методы генетики - генетические термины и символы § 38, в 1-3 сообще ние о Менде- ле* 2Моногиб- ридное скрещива ние Урок – изуче- ние нового материа ла Моногибрид- ное скрещивание гомозигота, гетерозигота, аллельные гены, доминант- ные признаки, рецессивные правило едино- образия, закон расщепления Самоопыл- ение, чистые линии, перекрестное опыление (биология 6 класс). Моногибрид- ное скрещивание (биология 9 класс) Вычислитель ные навыки (Алгебра) Табл. «Моногибрид- ное скрещивание» Мультимедий ный диск (Моногибрид- ное скрещивание) Техника безопас- ности при работе с компьюте- ром Знать: -1 и 2 законы Менделя, - цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании. Уметь: -записывать схемы скрещивания - решать генетические задачи § 39, в 1-2, задача, сообще ние о причи- нах и профил актики катарак ты *
продолжить формирование понятия о моногибридном скрещивании; раскрыть цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании; продолжить формирование навыков работы с генетическими терминами и символами; выработать навыки применения усвоенных понятий для записи генетических схем и решения задач. таблица «Моногибридное скрещивание», диск «Моногибридное скрещивание», проектор, компьютер.
I Актуализация опорных понятий II Изучение нового материала 1. Из истории открытия законов Менделя (рассказ с элементами беседы); 2. Опыты Менделя (рассказ с элементами беседы); 3. Актуализация знаний учащихся о мейозе, гаметах, оплодотворении; 4. Цитологические основы моногибридного скрещивания (объяснение с демонстрацией интерактивных моделей). III Закрепление и развитие навыков работы с генетической терминологией и символикой IV Решение задач на моногибридное скрещивание V Домашнее задание VI Итоги урока
Продолжить формирование понятия о моногибридном скрещивании Выяснить закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании Продолжить развитие навыков работы с генетическими терминами, символами.
Генотип –совокупность всех генов организма. Фенотип –совокупность признаков и свойств организма Доминантный признак –признак, проявляющийся у гибридов первого поколения. Рецессивный признак –подавляемый признак. Аллельные гены –гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, ответственные за развитие одного признака. Гомозиготный организм –организм, в генотипе которого одинаковые аллельные гены. Гетерозигота –организм, в генотипе которого разные аллельные гены.
X P F1F1 G -женский организм - мужской организм - скрещивание - родительские формы - гибриды первого поколения - гаметы
Грегор Иоганн Мендель 1822 – 1884гг. Австрийский биолог, основоположник генетики. Первый открыл закономерности, по которым признаки передаются из поколения в поколение. В течении многих лет проводил опыты над горохом в монастырском саду. В 1865 г. опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами», в которой и изложил основные закономерности наследственности.
Постановка опыта Р Поколение родителей F 1 Гибриды первого поколения
F 1 Гибриды первого поколения F 2 Гибриды второго поколения
F 1 Гибриды первого поколения F 2 Гибриды второго поколения
Цитологические основы моногибридного скрещивания генотип гаметы генотип гаметы ааАА ААаа А А аА а А аА аа
При образовании половых клеток в каждую гамету падает только один ген из каждой аллельной пары.
При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения единообразны и будут иметь признак одного из родителей.
При скрещивании гибридов первого поколения в их потомстве наблюдается расщепление, появляются особи с рецессивными признаками, на долю которых приходиться ¼ от общего числа потомков
AA AaAa aa - ГОМОЗИГОТА ПО ДОМИНАНТНОМУ ПРИЗНАКУ - ГЕТЕРОЗИГОТА - ГОМОЗИГОТА ПО РЕЦЕССИВНОМУ ПРИЗНАКУ
aa AaAaAA
У собаки черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Обозначим признак окраски шерсти буквой А. Запишите генетическими символами следующие выражения: самец гомозиготный по доминантному признаку - AA самка гомозиготна по рецессивному признаку - aa Скрещиваются родительские гомозиготные особи - AA х aa У самца образуются гаметы - A a У самки образуются гаметы -
P АА Х аа черный коричневый G А а F1 А а черный
По рисунку определите доминантный и рецессивный признаки. Составьте условие задачи и решите ее. Aa aa AA Aa
§ 39, вопрос 1-2 задача: У родителей с нормальным зрением родился сын страдающий катарактой. Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей и ребёнка. Какие еще по генотипу и фенотипу могут родиться дети в этой семье? подготовьте сообщение «Катаракта и её причины и профилактика» *