Педагог и его портфолио Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений педагогов НИО «Центр оценки качества образования» ВГАПК РО 2009
С чего начнем? С исторической справки: Сам термин пришел в педагогику из сферы профессионального развития, политики и бизнеса. Еще с середины прошлого века так называли набор документов, отражающих развитие специалиста. Каждому знакомы также понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т. д. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться не только в текстовом формате, но и в электронном виде
как новое средство оценивания, неразрывно связан с идей обучения в течение всей жизни. Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного обучения приводит к большему использованию альтернативных методов оценивания. Одним из получивших значительное распространение в последние годы методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment) Портфолио в образовании
Портфолио – это прежде всего современный метод аутентичной оценки достижений учащихся. Внешне это папка-накопитель (хотя бывают и электронные портфолио), в файлах которой содержатся определенные материалы. Эти материалы отражают личностное развитие учащихся и их индивидуальность: их рефлексии, самоанализ, творческие задания, результаты исследовательской деятельности, отзывы других людей. Главная цель технологии «Портфолио» организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов, анализ и оценку, проведенные автором.
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится всё более популярной в последнее время в нашей стране. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру
6 Аутентичное оценивание – вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений, навыков, компетентности учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни - повседневной или профессиональной. Аутентичное – «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», иногда используется термин «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся». Оценивание - процесс вынесения суждений о ходе и результатах образовательного процесса, содержащий качественный и количественный анализ, имеющий целью стимулирование качества.
Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики учащихся, но и как метод оценки профессионализма педагогов. Это один из современных методов диагностики профессионального развития педагога. Он предназначен для: систематизации накопленного опыта, определения направления развития педагога, объективной оценки его профессионального уровня. кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки достижений учителя
8 Качественные показатели – показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства. Количественные показатели – показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенных свойств. Индикаторы – характеристика изучаемого объекта, доступная наблюдению и измерению. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.
Портфолио представляет собой папку- накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы). Представленные в портфолио материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Поэтому педагогу, который рассматривает презентацию портфолио как предпочтительную форму прохождения аттестационного испытания, можно рекомендовать в первую очередь познакомится с тем, какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио с помощью различных свидетельств.
Тип портфолио (модель портфолио) – это определенная форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов, различающаяся по цели, структуре, компонентному составу, предполагаемым результатам.
Портфолио достижений - наибольший акцент сделан на документы, подтверждающие успехи в той или иной деятельности Портфолио тематический - наибольший акцент сделан на представление творческих работ в одной или нескольких сферах деятельности Портфолио презентационный - создается для представления при трудоустройстве, поступлении в учебные заведения Портфолио комплексный - содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио Портфолио - как форма организации работы с информационными материалами
« ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ » « ПОРТФОЛИО РАБОТ » « ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ » Типы портфолио Портфель сертифицированных (документированных) достижений должен: Предоставить информацию об авторе Дать представление о результатах деятельности Отобразить особенности личности автора портфолио Материалы, отражающие основные направления и виды деятельности: Описание основных форм и направлений творческой активности Разработки педагога Характеристики отношения учителя к различным видам деятельности: Заключения Рецензии Рекомендательные письма Резюме Отзыв о работе в творческом коллективе Рефлексия
Портфолио документов и т.п.
Портфолио работ Электронны е документы Проекты, рефераты Видеозаписи Исследовательские работы Методические рекомендации
Портфолио отзывов ЗАКЛЮЧЕНИЕРЕЦЕНЗИЯ ОТЗЫВРЕЗЮМЕ ЭССЕ Рекомендательное письмо
Портфолио – это набор материалов, документов и иных свидетельств демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, систематизировать накопленный опыт и предназначенный для объективной оценки уровня профессионализма работника.
Практическая значимость портфолио: Систематизация деятельности учителя Лицензирование, аккредитация ОУ Аттестация педагога Учет качественных достижений при распределении стимулирующей надбавки Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Учителю: реально представить результаты своего труда увидеть свои резервы иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию Администрации: осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: поддержание высокой мотивации в преподавании стремление к высокому уровню знаний в области преподаваемых дисциплин стремление к самообразованию, самореализации повышение способности к креативному мышлению стремление к общей и педагогической культуре стремление к успеху!
Требования к оформлению портфолио и принципы работы: Системность и регулятивность самомониторинга. Достоверность. Объективность. Нацеленность автора на самосовершенствование. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений. Аккуратность и эстетичность оформления. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов. Наглядность результатов работы. Технологичность.
Задачи портфолио в контексте НСОТ: основание для аттестации педагогического работника (на основе показателей профессиональной компетентности выстраиваются шкалы и веса, позволяющие вычислить суммарный балл, который становится основанием для автоматической (и автоматизированной) аттестации учителя); основание для отнесения педагогического работника к той или иной профессионально-квалификационной группе (при приёме на работу или внеочередной аттестации педагога суммарный балл портфолио позволяет отнести его к той или иной ПКГ автоматически в соответствии с системой оплаты труда, действующей в данном образовательном учреждении; основание для назначения стимулирующих выплат (при подготовке предложений управляющему совету по назначению педагогам стимулирующих выплат); основание для назначения денежного вознаграждения в рамках конкурса лучших учителей (ПНПО). (Из проекта положения о потфолио педагога общеобразовательных учреждений Волгоградской области)
Современная российская школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе педагога творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого- педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Что мы имеем на сегодняшний день?
Аттестация и портфолио Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня их квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности. Задачей первого (квалификационного) этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей) и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего «личностное развитие и совершенствование педагога». Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педработников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.
Презентация портфолио может проходить в виде Презентация портфолио может проходить в виде Презентация Выставки учебно - методических материалов Слайд - шоу Доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point Цель презентации портфолио - это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени
Основаниями для начала работы эксперта с портфолио являются: наличие пояснительной записки, в которой указано, какие материалы включены в портфолио; обоснование, почему данные материалы являются свидетельствами профессионализма педагога (в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории); соответствие материалов второй части портфолио одному из основных направлений региональной образовательной политики. (Эта часть портфолио является вариативной в том смысле, что педагогу необходимо представить материалы, которые свидетельствуют о реализации какого-либо одного направления региональной образовательной политики: реализация компетентностно- ориентированного подхода к образованию, использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, реализация этнокультурного компонента, применение здоровьесберегающих технологий, интеграция детей с особыми нуждами в массовую школу.)
Структура и содержание портфолио педагога I. Общие сведения о педагоге (позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога): титульная страница (ФИО учителя, число, месяц и год рождения); образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов и другие документы по усмотрению учителя. (Из проекта положения о потфолио педагога общеобразовательных учреждений Волгоградской области)
Формализованная часть портфолио I. «Качество предметной подготовки и здоровья обучающихся» II. «Уровень профессиональной подготовки педагога» III. «Внеурочная деятельность» IV. «Научно-методическая деятельности педагога»
Продолжение II. Формализованная часть портфолио представляет собой таблицы, заполняемые экспертами, и материалы, на основании которых эксперты выставляют баллы. Такими материалами являются документы (данные из региональных реестров олимпиад, результаты социологических опросов, сертификаты курсов повышения квалификации), авторские программы, исследовательские работы, разработки уроков, сделанные в рамках экспериментальной работы и т.д. Формализованные данные включают в себя показатели, которые могут быть стандартизированы и переведены в баллы
Внимание! Присвоение баллов должно осуществляться либо по признаку наличия/отсутствия показателя, либо по степени его проявленности.
Требования к профессиональным компетентностям учителя Учитель должен обосновать выбор образовательной программы Учитель должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов Учитель должен использовать средства педагогической диагностики, адекватные образовательным результатам Учитель должен реализовывать основные направления региональной образовательной политики
Требования к профессиональ ным компетентност ям учителя Вторая квалификационн ая категория Первая Квалификационн ая Категория Высшая Квалификационная категория Учитель должен обосновать выбор образовательн ой программы При выборе образовательной программы учитель использует методические рекомендации При выборе образовательной программы учитель основывается на результатах анализа альтернативы При выборе образовательной программы учитель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения
Требования к профессиона льным компетентно стям учителя Вторая квалификационн ая категория Первая Квалификационна я Категория Высшая Квалификационная категория Учитель должен реализовыв ать основные направлени я региональн ой образовате льной политики Отдельные элементы деятельности учителя направлены на реализацию одного из направлений региональной образовательной политики Реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится учителем в системе Учитель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики
Как оценивать материалы формализированной части? К числу материалов, которые могут оцениваться при аттестации, можно отнести, например, пояснительную записку к образовательной программе, по которой работает учитель: если аттестуемый претендует на вторую квалификационную категорию, в ней могут быть приведены ссылки на методические рекомендации если аттестуемый претендует на первую квалификационную категорию могут быть представлены результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ. Об использовании учителем различных средств педагогической диагностики образовательных результатов могут свидетельствовать разного рода оценочные материалы: если учитель претендует на вторую квалификационную категорию в портфолио могут быть представлены результаты административных контрольных работ на первую квалификационную категорию, в портфолио можно включить результаты выполнения учащимся компетентностно-ориентированных тестов, листы оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся, заполненные листы портфолио проектной деятельности учащихся с комментариями учителя.
III. Неформализованная часть портфолио. Для отражения индивидуальной траектории профессионального развития педагога, может быть использована презентация педагогом собственных профессиональных достижений с указанием обнаруженной проблематики, описанием предпринятых действий и достигнутых результатов. Рефлексивно-проектный текст, созданный педагогом, и представляет собой неформализованную часть портфолио педагога. Предъявление подобных достижений может проходить в виде устной или письменной защиты в формате, принятом в данном образовательном учреждении. Заполнение неформализованной части портфолио не является обязательным, однако учитывается при оценке достижений педагога. Введение такого раздела должно стать ориентиром для развития рефлексии и профессиональной самооценки учителя. (Из проекта положения о потфолио педагога общеобразовательных учреждений Волгоградской области)
Формы предъявления портфолио Портфель достижений учителя – составная часть аттестационного дела учителя (на бумажном носителе). Публичный отчёт педагога (на сайте образовательного учреждения, муниципальном или региональном сайте).