Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в контексте государственной политики
Основные этапы: 2001 год Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства 1756-р от г год Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приказ Минобр России 1019 от 5 марта 2004г.
Основные этапы: 2006 год Социологические исследования образовательных потребностей. Концепция ФГОС год Разработка документов и материалов обеспечивающих ФГОС год Апробация ФГОС начального общего образования год Утверждение ФГОС начального общего образования.
Основные этапы: 2010 год Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном порядке). Создание координационного совета Утверждение ФГОС основного общего образования (приказ г.).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 1.Переход на новые образовательные стандарты. 2.Развитие системы поддержки талантливых детей. 3.Развитие учительского потенциала. 4.Изменение инфраструктуры школьной сети. 5.Сохранение и укрепление здоровья школьников. 6.Расширение самостоятельности школ.
Разработка и утверждение ФГОС: 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785). 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года 19644). 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки и обсуждения (внесен в Совет при Министерстве –в ноябре 2010 года).
Преемственность: Опора на опыт советской и российской школы, лучший мировой опыт. Результаты предшествующих реформ и проектов (модернизации образования, Приоритетного национального проекта «Образование» и пр.). Развитие отечественных научных теорий и концепций (развивающего обучения, «ядра и оболочки» и пр.).
Инновационность ФГОС Идеология Структура Содержание
Идеология ФГОС Духовно-нравственное развитие и воспитание Гражданская идентичность Системно - деятельностный подход
Структура ФГОС: 1.Требования к результатам освоения основной образовательной программы. 2.Требования к структуре основной образовательной программы. 3.Требования к условиям освоения основной образовательной программы.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы: Личностным Метапредметным Предметным
Требования к структуре ООП: НОО и ООО к количеству и наименованию разделов (НОО- 9,ООО-3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; к минимальному и максимальному количеству учебных часов(НОО_от 2904 до 3210 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет ); к содержанию каждого из разделов; к соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для НОО,70/30% ООО); к организации внеурочной деятельности.
Требования к условиям освоения основной образовательной программы: Кадровым; Финансово-экономическим; Материально-техническим; Психолого-педагогическим; Информационно- методическим.
Риски: параллельность процессов модернизации образования; опережающий контроль; формальное участие родителей в реализации ФГОС.
Риски: ошибки в организации внеурочной деятельности необоснованность и невыполнимость задач отрыв (замкнутость) начальной школы