Обучение изложению и сочинению на основе анализа текста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ АТТЕСТАЦИЯ Консультацию для учащихся 9 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА.
Advertisements

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Итоговая аттестация в 9 классе в новой форме Подготовка к сжатому изложению.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Урок русского языка по подготовке к государственной итоговой аттестации Автор: Шитикова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя.
Способы сжатия текста (компрессия текста). Готовимся к ГИА. Автор: Лебедева С.Н.- учитель русского языка и литературы МОСШ 3.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Обучение сжатому изложению Способы и приемы сжатия текста.
Вариант 9 Напишите сжатое изложение по тексту Е.Линд (Сделайте компрессию текста). Помните: объём изложения – не менее 70 слов и не более 90)
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
Вариант 6. напишите сжатое изложение по тексту Д.С. Лихачева ( Сделайте компрессию текста). Помните :объём изложения – не менее 70 слов и не более 90)
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Вариант 11 Напишите сжатое изложение по тексту В.А.Солоухина ( Сделайте компрессию текста). Помните :объём изложения – не менее 70 слов и не более 90)
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Приёмы сжатия текста Галкина Инна Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ Лукояновская СОШ 1.
В рамках подготовки к ОГЭ (9 класс) «Обучение сжатому изложению»
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9 класс Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ Половинской.
Транксрипт:

Обучение изложению и сочинению на основе анализа текста

Цель Задача подробного изложения Задача сжатого изложения Инструкция «Как писать сжатое изложение» Работа с текстом Ключ для учителя Цели Основные способы сжатия текста Основные языковые приёмы сжатия текста Практикум

* Максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности

* Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключив подробности, найти речевые средства обобщения.

* Выделите в тексте существенные мысли. * Найдите среди них главную мысль. * Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. * Озаглавьте каждую часть и составьте план. * Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. * Какие факты можно объединить, обобщить в соседних частях текста. * Обдумайте средства связи между частями. * Переведите отобранную информацию на «свой» язык. * Запишите этот сокращённый, «отжатый» текст на черновике.

* Исходный текст. Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братья -близнецах- Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути - большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко,- ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока.» Геракл прыгает – и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнём здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля - это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (Из журнала) (176 слов)

* Исходный текст. Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братья -близнецах- Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути - большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко,- ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока.» Геракл прыгает – и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнём здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля - это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (Из журнала) (176 слов)

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными. Ранним утром, когда Ификл ещё спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути большую лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достаёт плод. Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперёд. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал силу воли.(90 слов)

Содержательные и языковые приёмы компрессии текста

Обучение разделению информации на главную и второстепенную Отработка навыка исключения несущественной и второстепенной информации за счет обобщения Обучение использованию языковых приёмов сжатия текста

Основные способы сжатия текста Исключение Исключение прямой речи Перевод прямой речи в косвенную Исключение подробностей, второстепенных фактов Обобщение Вычленяем единичные существенные факты Объединяем их в одно целое Подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст

Основные языковые приёмы сжатия текста Замены Замена однородных членов обобщающим наименованием Замена фрагмента предложения синонимичным выражением Замена предложения или его части указательным местоимением Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением Замена сложноподчиненного предложения простым Исключения Исключение повторов Исключение фрагмента предложения Исключение одного или нескольких синонимов Слияния Слияние нескольких предложений в одно

Прочитайте текст, запишите его сжатое изложение, сохранив основную информацию. А) Среди своих прежних картин Айвазовский разыскал «Спасающихся после кораблекрушения». Эта картина говорила о мужестве. Мир уже не был так безмятежен, как это ещё совсем недавно казалось Айвазовскому. Сейчас настало время, когда мужественные люди поднялись на борьбу за свободу. Во Франции, Германии, Италии начались революции. Теперь не время писать дышащие покоем морские виды. В Европе - баррикады. Он напишет такую картину, которая будет волновать и потрясать людей. (По Л. Вагнер и Н. Григоровичу)

Б) С первых дней своей жизни человек познаёт окружающий его удивительно разнообразный мир, сложные человеческие отношения. Но как только человек начинает что-то понимать, у него уже появляется потребность творить. Жажда творчества увлекает. Удовлетворение этой жажды приносит радость. Сознание того, что ты что-то можешь и что-то уже создал, даёт уверенность в своих возможностях, своих способностях. Удовлетворение жажды творчества, на мой взгляд, и есть главная составная часть ёмкого слова счастье. (В. Колошенко)

В) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране -к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. (По Д.С. Лихачёву)