ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (31 марта (12 апреля) 1823, Москва - 2 (14) июня 1886, имение Щелыково, Костромской губернии), русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа.
В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов - от охваченных страстью к "деланию денег" своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников ("Свои люди - сочтемся!", 1849; "Бедность не порок", 1853; "Доходное место", 1856; "Гроза", 1859; "Горячее сердце", 1868; "Бешеные деньги", 1869; "Волки и овцы", 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин ("Бесприданница", 1878), судьбы людей из актерской среды ("Лес", 1870; "Таланты и поклонники", 1881; "Без вины виноватые", 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, ). Пьеса в стихах - поэтическая "весенняя сказка" "Снегурочка" (1873; одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники.
Пьесы А.Н.Островского имели большой успех. По «весенней сказке» «Снегурочка» был создан не только спектакль с музыкой П.И.Чайковского, но и одноимённая опера Н.А.Римского-Корсакова с декорациями известного художника Васнецова.
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всём том… она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н.Добролюбов
В 1856 и1857 г. Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции» по реке Волге. Участник экспедиции С.Максимов: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы». 1859г.- начата пьеса в июле, окончена в октябре. 16 ноября 1859г. – премьера «Грозы» в Малом театре, 2 декабря – в Александринском театре. Пьеса была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» 1, а вскоре вышла отдельным изданием в 1860 году. За пьесу «Гроза» Островский был удостоен Большой Уваровской премии – высшей награды за драматическое произведение в то время.
Пьеса «Гроза» - трагедия, так как конфликт между героями приводит к трагическим последствиям.
Экспозиция – картины волжского простора и духоты Калиновских нравов(д.1-4). Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю» Первое столкновение (д.1,явл.5) Развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д.!,явл.9) Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец Д.IV.Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине признаться в грехе (первая кульминация), Катя падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение. Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»(Д.V,явл.4) Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене:« Хорошо тебе, Катя! А я – то зачем остался жить да мучиться!...» (Д.V.явл.4) Композиция пьесы «Гроза»