Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества. Тема: Главные вопросы экономики.
Основы хозяйственной жизни человечества. Жизненные блага. Развитие способов использования ресурсов. Производительность. Домашнее задание. Факторы производства. Зарождение обмена и торговли. Преимущество специализации. Вспоминай – ка.
1. Какие два значения имеет слово «экономика»? 2. Какие разделы изучает экономическая наука?
Два значения Способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
Проблемы, исследуемые экономической наукой. М и к р о э к о н о м и к а. Экономика семьи Экономика фирмы Экономика рынков Экономика регионов Безработица Деньги и инфляция Внешняя торговля Экономический рост М а к р о э к о н о м и к а Мировая экономика
Основы хозяйственной жизни человечества.
Жизненные блага. Приведите и запишите примеры Природные (даровые) Природные (даровые) Экономические Какие блага используются человеком чаще? Какие блага имеются в наличии в большем количестве?
Природные блага Если ты внимательно читал записи в тетради и привел примеры природных благ правильно, то ты знаешь, что нельзя в любой момент использовать то, что ты не можешь сделать своими руками.
Экономические блага. Для производства жизненно необходимых благ люди используют: Ресурсы природы Собственный труд Специальные приспособления Факторы производства (ресурсы) Факторы производства (ресурсы)
Факторы производства. Труд Предпринимательство Капитал Земля Информация
Труд Умственные способности Физические способности От чего зависит величина этого фактора? От численности работоспособного населения страны и отработанного им времени. От численности работоспособного населения страны и отработанного им времени.
Земля. - природные ресурсы, пригодные для производства благ.
Капитал. - здания и сооружения, станки и оборудование, железные дороги, порты и т.д.
Предпринимательство. - услуги, которые оказывают обществу люди с определенными способностями, создавая новые фирмы на свой страх и риск.
Информация. - сведения, передаваемые людям в устной или письменной форме, а так же на электронных носителях.
Развитие способов использования ресурсов. собирательство земледелие или скотоводство охота ремесло профессия Использование только природных благ Появление первых орудий труда Появление первых ремесленников Появление первых профессий
I стадия разделения труда. Первобытное общество разделилось на: земледельцев или скотоводов и охотников
II стадия разделения труда. По мере роста общества, нужда в каждом благе увеличивается и у отдельных людей появляется возможность заниматься производством отдельных благ.
III стадия разделения труда. С увеличением потребности в отдельных продуктах, ремесленники начинают концентрироваться на производстве какого-либо одного блага.
развитию специализации специализации Развитие способов использования ресурсов т.е., сосредоточению производства определенного изделия в руках того, кто производит его лучше
появлению излишков продукции увеличению количества произведенных благколичества произведенных благ возникновению обмена обмена Специализация способствовала
Производительность – Объем благ, произведенный за определенное количество времени (час, день, неделю и т.д.) с использованием определенного количества ресурсов. Задача Производительность Количество изделий = труда Затраченное время Производительность Количество изделий = труда Затраченное время
Задача. В хлебопекарне работают 10 человек. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда каждого работника за 1 час? Решение: Производительность = Производительность = (800: 10) : 8 = 10 (бух./час) труда Решение: Производительность = Производительность = (800: 10) : 8 = 10 (бух./час) труда
Зарождение обмена и торговли. Изготовить сколько нужно самостоятельно (натуральное хозяйство) Часть благ изготовить самостоятельно, а остатки обменять на другие блага. Способы производства: Какой способ производства выгоднее?
Натуральное хозяйство Человеку затруднительно, если не сказать – невозможно, производить все блага для себя.
Зарождение обмена и торговли. Люди стали обмениваться товарами не от случая к случаю, а положили это в основу своей жизни. Появилось новое понятие блага.блага Регулярный обмен благами в форме купли-продажи лег в основу торговли.торговли
Благо. Товар - материальный предмет, полезный людям. Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.
Преимущество специализации. специализация увеличивается доход продавцов излишний объем благ предлагается к продаже увеличился объем доступных благ рост производительности труда
? ? 1. Какие жизненные блага вы знаете? 2. Перечислите факторы производства. 3. Что способствовало возникновению обмена? 4. В чем состоит преимущество специализации?
Жизненные блага. Природные (даровые) Природные (даровые) Экономические
Факторы производства. Труд Предпринимательство Капитал Земля Информация
Вывод: 1. Специализация позволяет людям повышать производительность использования ресурсов. 2. Повышение производительности использования ресурсов позволяет людям улучшать благосостояние.
Домашнее задание. 1. Учить записи в тетради. 2. Объяснить (письменно) в чем заключаются отрицательные последствия специализации.