Организация методической работы в школе
Структура методической работы Главной структурой, организующей методическую работу классных руководителей, является методическое объединение. Это коллегиальный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры классных руководителей, а также педагогов и развитию их творческого потенциала.
Структура методической работы Образовательное пространство Педсовет Методсовет Медико – Психологическая служба -- Мониторинг и диагностика ВШК Повышения квалификации и самообразование педагогов ШМО классных руководителей Постоянно Действующий тематический семинар
Статистика По данным социологического опроса: 20% своих знаний они получают через формальное индивидуальное обучение в ССУЗах, ВУЗах, на курсах повышения квалификации, семинарах. Остальные 80% знаний и, что самое главное, опыт они получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а так же при взаимодействии с другими людьми. Сегодня многие школы осознают тот факт, что все-таки основная часть индивидуального обучения происходит в стенах самой школы, на рабочем месте учителя. Для этого и существует методическая служба. В современной школе методическая служба представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы по обучению и развитию кадров.
На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность? На формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества; На создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности; На повышений методического мастерства педагогов; На активное участие в управлении качеством педагогов; На повышение качества воспитательного процесса; на повышение уровня воспитанности учащихся; На создание банка инновационных идей и технологий; На разработку творческих авторских программ.
Формы методической работы: Методическая служба должна создать такие условия, в которых классный руководитель мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. Есть своего рода точка отсчета: не срабатывает методическая служба, и это соответствующим образом отзывается на профессиональном уровне классного руководителя. В связи с этим необходимо осуществлять поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы.
семинары, семинары- практикумы творческий отчет методические дни, недели педсовет, методический совет, диспут, дискуссия аукцион мозговой штурм презентация эксперимент творческая стажировка доклады, выступления конкурсы Формы методической работы: Круглый стол деловая игра Фестиваль педагогических идей Педагогический консилиум
конференции, научно-исследовательские лаборатории выставки, смотры самообразование, самоотчеты научно- практические конференции обсуждение проблем психолого- педагогические чтения Микро- исследование методические оперативки Методические консультации защита авторских проектов и разработок, - кафедры Совещание при директоре и завуче по ВР анкетирование Формы методической работы: творческие группы мастер-классы наставничество МО классных руководителей
От чего же зависит эффективность перечисленных форм работы? Прежде всего, от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив и, конечно, от уровня развития коллектива. Ежегодно составляя план учебно- воспитательной работы, администрация ставит ряд конкретных целей и задач, над которыми будет работать коллектив. Предположим, что одна из них - повышение уровня образованности педагогического коллектива.
Какие формы методической работы будут наиболее эффективны? семинары, семинары-практикумы организация методического дня, недели, методические консультации. психолого-педагогические чтения, анкетирование. методические оперативки. доклады, выступления.
Формы самообразования Формы самообразования в рамках методической работы могут следующими: общение с опытными классруками, мастерами своего дела; решение конкретной задачи, имеющий практический характер (внедрение новых технологии в воспитательный процесс,); критический обзор периодической печати; критический обзор существующих форм ведения классных часов и внеклассных мероприятий; реферат; самоаттестация; анализ и учет в последующей деятельности ошибок, промахов, неудач.
Какие формы методической работы необходимо использовать, чтобы перевести школу в режим инноваций? «Мозговой штурм» используется как эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Это один из лучших методов активизации познавательной деятельности, когда в короткий промежуток времени участники должны предложить наибольшее количество идей, вариантов, подходов, проанализировать их. Все идеи записываются, хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы, работа строится в группах. Из всех идей группы выбирают по 4 лучших, затем презентуют их, обосновывая свой выбор. В совместно принятой программе прописывается пошаговое участие каждого из членов группы, формы представления, промежуточных результатов, характер деятельности.
«Фестиваль педагогических и методических идей» Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива, где представляются достижения, как в области методической работы, так и в организации воспитательного процесса, самодеятельности и творчества. Цель таких фестивалей - познакомиться с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей, проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов. В фестивале участвуют все педагоги, учащиеся, родители. Школа показывает процесс, содержание, формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.
Критерии эффективности методической работы Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности классных руководителей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.
Системность - соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы. Цель - это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть: повышение педагогического мастерства каждого классного руководителя формирование индивидуальных методических систем отдельных классруков; освоение новых педагогических технологий и др.
Системность Задачи - для повышения педагогического мастерства классных руководителей необходимо решить следующие задачи: а) выявить исходный уровень педмастерства каждого классного руководителя, т. е. уровень его знаний, способностей и умений; б) выработать у классруков потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании; в) развить гуманистическую направленность личности каждого классрука; г) развить педтехнику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
физиологическое Содержание методической работы В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное Системность техническое
Системность Ситуации методического развития Виды ситуацииИх методические функции 1.«Выражение собственного мнения» Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции 2.«Профессиональный диалог» Усвоение различных вариантов опыта 3.«Выбор приоритетов» Изменение ценностных ориентации и целевых установок в профессиональной деятельности 4.«Отказ от стереотипов» Критическая переоценка собственного опыта
Системность Методические формы повышения квалификации Индивидуальные Групповые Фронтальные Индивидуальное шефство Наставничество Консультации заведующей, методиста, психолога Самообразование (самовоспитание) Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого классрука Проблемные консультации Творческие микрогруппы Тематические семинары Психологический тренинг Школа педагогического мастер ства Организационно- деятельностные, ролевые игры Коллоквиумы Психолого- педагогический практикум Школа молодого классрука АКС (анализ конкретных ситуаций) Взаимопосещение занятий Творческие мастерские Педсовет Методсовет Психолого- педагогические семинары Аукционы знаний, методических находок, идей Педагогические и методические ринги «Круглый стол» «Час защиты позиций» Теоретические, методические и практические конференции КМН (конкурс методических находок) Фестиваль методических идей
Дифференциация Дифференциация - второй критерий эффективности методической работы - как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с классруками, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педмастерства: - низкий (интуитивный); - средний (поисковый); - высокий (мастерский).
Дифференциация В школе нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении классруков, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педмастерства для каждого классного руководителя руководителю МО необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с классрукоми низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Цели методической работы с классруками среднего уровня - формирование ориентации на общение, диалог, овладение педтехникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Методическая работа с классруками высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов воспитания школьников.
Этапность - показатели эффективности методической работы Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы: 1 этап теоретический - осознание идеи, осмысление передовых систем 2 этап - методический показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы 3 этап - практический – Самостоятельная разработка и апробация классруками новых технологий воспитания 4 этап аналитический - выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения
Взаимосвязь этапов и форм методической п/п Этапы методическ ой работы Формы методической работы 1 Теоретический Лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы 2 Методический Методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор передового опыта, психолого-педагогический семинар, психологический тренинг, организационно-деятельностные игры («Диалог», «Вертушка», «Регламентированная дискуссия», и др.). аукцион методических знаний, научно-методические конференция и семинар, педагогический и методический «ринги», «посиделки» 3 Практический Практикум, «экскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, «час защиты позиции», творческий отчет, научно-практический семинар, конференция; «круглый стол» 4 Аналитический Организационно-деятельностные игры, «эстафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет (по итогам месячников, акций и т.д.)
Педагогическая диагностика в системе методической работы Диагностический подход позволяет: -точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства; - объективно оценить промежуточные и конечные результаты; - определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности; - наметить программу роста педагогического мастерства каждого педагога путем совершенствования учебно- воспитательной работы всего коллектива; - учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости в создании микрогрупп передового опыта; - обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой классруков, с повышением их общего культурного кругозора; -обеспечить оптимальное планирование методической работы в школе, которое является функцией и составным элементом общей системы образовательного управления; - систематизировать всю работу школьных учреждений.