Своевременное и правильное развитие речи – гарантия правильного формирования всей психической деятельности ребёнка. Логопед МОУ СОШ 19 Гуцан А.Я.
Для нормального становления речи необходимо чтобы: - кора головного мозга достигла определённой зрелости; - кора головного мозга достигла определённой зрелости; - органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты; - органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты; - особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. - особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Компоненты речи: Звукопроизношение Звукопроизношение Лексический запас Лексический запас Грамматический строй Грамматический строй Связная речь Связная речь Формируются в тесной взаимосвязи.
К моменту поступления в школу ребёнок должен: - правильно произносить все звуки родного языка; - иметь достаточное развитое фонематическое восприятие (уметь различать звуки); - словарный запас должен достичь такого уровня, чтобы ребёнок мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту; - уметь употреблять как простые, так и сложные предложения, правильно согласовывать между собой слова; - свободно пользоваться монологической речью: рассказывать о пережитых событиях, пересказывать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.
бедность словарного запаса, замена нормативной лексики просторечными и жаргонными выражениями, неточность употребления слов; бедность словарного запаса, замена нормативной лексики просторечными и жаргонными выражениями, неточность употребления слов; фрагментарность, структурная неоформленность предложений, пропуск главных членов; фрагментарность, структурная неоформленность предложений, пропуск главных членов; недостаточная сформированнность словоизменения и словообразования; недостаточная сформированнность словоизменения и словообразования; пропуски, замены предлогов, искажения окончаний; пропуски, замены предлогов, искажения окончаний; при пересказе – пропуски важных частей рассказа, передача его содержания крайне упрощённо; при пересказе – пропуски важных частей рассказа, передача его содержания крайне упрощённо; непонимание причинно – следственных, временных, пространственных отношений; непонимание причинно – следственных, временных, пространственных отношений; дефекты звукопроизношения часто сочетаются с нарушением звукослоговой структуры слова. дефекты звукопроизношения часто сочетаются с нарушением звукослоговой структуры слова.
Развитие Развитие Профилактика Профилактика Коррекция Коррекция
Активное использование артикуляционных упражнений. Активное использование артикуляционных упражнений. Применение фонетической ритмики. Применение фонетической ритмики. Ознакомление родителей с нормами речевого развития детей разных возрастных групп. Ознакомление родителей с нормами речевого развития детей разных возрастных групп. Направление на консультацию к логопеду в поликлинику 4. Направление на консультацию к логопеду в поликлинику 4. Проведение диагностики готовности ребёнка к школе. Проведение диагностики готовности ребёнка к школе. Оформление «Уголка будущего первоклассника». Оформление «Уголка будущего первоклассника».