ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?
«истина есть тождество вещи и представления» Фома Аквинский «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Р. Декарт важнейшее свойство истинного знания его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Позиция Аристотеля
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР) «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» ( критика позиции Протагора Аристотелем)
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Эмпирики источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт; ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты); Мышление рассматривается как производное от ощущений; Критика позиции эмпириков на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний; чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности; многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем; чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ рационалисты критерием истины выступает разум; За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. критика Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции; Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной. «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре ) Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты. При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
9 ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
10 Критерии истины Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. У рационалистов критерием истины выступал разум. Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями «конвенции» Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. Критерий истинности - теория Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута ? Отказ от идеи развития знания
Формы истины Научная истина Обыденная или житейская истина Художественная истина Нравственная истина
Виды истины Абсолютная истина Относительная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Свойства истины Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения. Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон) Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания. «полнотелость» признак здоровья. всякая власть от Бога отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г. Интернет-ресурсы: