Роль проектирования в воспитательной системе образовательного учреждения.
В современных условиях профессионализм учителя в воспитательной деятельности определяется его способностью к диагностике, моделированию воспитательного процесса, иными словами – владением проектировочной и организаторской функцией в воспитании учащихся.
В современной педагогике проектирование рассматривается как идеальное, промысленное и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть.
При этом понятие « проектная культура » опирается на представление о проектировании, по определению О. И. Генисоретского, как универсальном и автономном ( в интеллек туальном и социально - культурном отношениях ) стиле деятельности, показательном для современной стадии научно - технического прогресса и общей интеллектуальной культуры.
В. И. Слободчиков отмечает, что « единственной и принципиальной преградой на пути инновационного административного беспредела » может стать проектирование, как форма разумной деятельности, в которой осуществимо грамотное педагогическое новаторство и которая уже имеет исторические прецеденты.
Подготовка учителя к проектно - организаторской функции в воспитательной деятельности рассматривается как комплекс структур и механизмов, направленных на формирование активной, самостоятельной, самоорганизующейся личности, способной к сотрудничеству и осознающей ответственность за полученные результаты.
Проектировочные умения в воспитательной деятельности : чёткое определение целей и задач предстоящей воспитательной деятельности на основе диагностики, т.е. выявленной проблемы; поиск информации по проблеме в научно-педагогической и методической литературе; определение содержания, форм, методов и средств в индивидуальной и коллективной деятельности с учащимися; сочетание различных видов деятельности с различными воспитательными мероприятиями в соответствии с задачами; учёт интересов, потребностей и возможностей учащихся; использование системы приёмов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении; проектирование воспитательной деятельности совместно с родителями школьников и общественностью.
Проективные умения предполагают сочетание с другими конкретными узкометодическими умениями рефлексивные: умение анализировать правильность поставленной задачи; анализ соответствия деятельности поставленным задачам; анализ эффективности применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; анализ организационных форм в соответствии с возрастными особенностями учащихся; анализ причин успеха и неудач в процессе воспитания; анализ опыта своей деятельности; поисковые: умения самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умения самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинноследственные связи, своевременно запросить недостающую информацию, отбирать содержание, формы, методы и средства воспитания в оптимальном их сочетании; умения планировать систему стимулирования учащихся, планировать индивидуальные формы поддержки учащихся, планировать развитие воспитательной среды;
Проективные умения предполагают сочетание с другими конкретными узкометодическими умениями групповые : умения коллективно планировать проектную деятельность на основе совместимости сотрудничества, взаимодействовать с любым партнером, оказывать взаимопомощь в решении общих задач ; навыки делового партнерского общения ; умение находить и корректно исправлять ошибки в работе других участников группы, создавать команду, коллектив для выполнения проектной деятельности ; менеджерские : умение проектировать целостный процесс, планировать последовательность и результат ; умение анализировать собственную деятельности, ее ход и результат ; коммуникативные : умение инициировать взаимодействие, вступать в диалог ; задавать вопросы и т. д., вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс ; навыки интервьюирования, устного опроса ; презентационные : навыки монологической речи ; умение уверенно держать себя во время выступления ; артистические умения ; умение исполь зовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.
Проектировочные умения в воспитательной деятельности обязательно сочетаются с организаторскими умениями, т. к. в работе со школьниками важно не только теоретически разработать проект, но и практически реализовать его в жизни, получить результат.
Организаторские умения мобилизационные: умение привлекать учащихся и развивать у них устойчивый интерес к учебной и внеклассной деятельности; формировать потребности в знаниях и самостоятельной работе на основе научной организации труда; умение стимулировать актуальные знания и жизненный опыт; формировать активное отношение к явлениям окружающей действительности; умение сотрудничать с учащимися в процессе внеклассной педагогической деятельности; умение создать педагогические ситуации для проявления воспитанниками нравственных поступков;
Организаторские умения информационные: умение ясно и четко излагать учебный материал с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, жизненного опыта и возраста; умение логически правильно проектировать и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, внеклассное дело; умение на основе диагностики изучать личностные качества учащихся и коллективные взаимоотношения; создавать условия для развития индивидуальных особенностей, осуществлять в этих целях индивидуальный подход к учащимся;
Организаторские умения развивающие: умения определять «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся и класса; создавать проблемные ситуации и другие условия для развития познавательных процессов, чувств, воли, культуры поведения; стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление; практиковать постановку проблемных вопросов, требующих применения знаний; умение направлять воспитательный процесс на формирование у учащихся «самости»: самостоятельности, саморегуляции, самопознания; ориентационные: умение формировать ценностные ориентации; прививать устойчивый интерес к учебной, исследовательской, внеклассной деятельности, соответствующей интересам, склонностям, к совместной творческой деятельности;
Важнейшим условием развития проектно - организаторской компетентности педагога является наличие мотивации к воспитательной деятельности. Ведущими характеристиками личности должны стать рефлексивность, самостоятельность, активность, коммуникативность, организованность. Развитие организаторских способностей специалиста предполагает не только умение проектировать воспитательную деятельность на уровне теории, но и владение практическими навыками в реализации своих проектов.