Как лучше организовать обучение одарённых детей.
Профессор Н.И.Ильичева считает, что все дети, рожденные без патологии головного мозга, одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его. Мы солидарны с К.К.Платоновым, который считает, что одаренность это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.
Одаренные дети интеллектуальные способности выше среднего уровня; творческие способности; С пособность к быстрому усвоению и отличная память; любопытство и любознательность; стремление к знаниям; высокая личностная ответственность; самостоятельность суждений; позитивная Я-концепция
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».
Стратегия ускорения обучения через обогащение содержания образования. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
УМК «Начальная школа XXI века»
Руководитель авторского коллектива –чл.- корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор Наталья Фёдоровна Виноградова. Авторы комплекта уделили особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, строили процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия.
В УМК реализованы следующие идеи: обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей; методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
«Таланты редки – их надо беречь и сохранять: в них настоящая, живая сила нации». В.Вернадский.
Виды урочной деятельности: - проблемно-развивающее обучение; - работа в малых группах; - проектно-исследовательская деятельность; - игровые технологии; -информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры); - задания творческого и нестандартного характера.
I вариант 1.Подбери к данным словам противоположные по значению глаголы. Чернеть - ___________________, находить - ___________________________. 2.Выбери из скобок глаголы нужного вида и зачеркни ненужный. На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат. Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0. Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки. 3.К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их. Образец: обед – обедать. Игра - ________________, соль - ________________, мечта - _________________. 4.Выпиши глаголы в начальной форме. Отметь суффиксы –ть, -ти, -чь. Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь. 5.Выпиши из предложений глаголы в два столбика: в единственном числе; во множественном числе. Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит. _______________________________ ____________________________ 6.Отметь личные окончания глаголов 1-го лица. Друзья отправились в путь. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идешь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печёт вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.
II вариант 1.Подбери к глаголам антонимы. Радовать - ___________________, проснуться - _______________________. 2.Выбери из скобок глаголы нужного вида и зачеркни ненужный. На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат. Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0. Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки. 3.К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их. Образец: обед – обедать. Встреча - ________________, победа - ____________, светлый - ______________. 4.Выпиши глаголы в личной форме. Отметь окончания. Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь. _____________________________________________________________________ 5.Запиши предложения, заменив множественное число глаголов единственным. Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит. _____________________________________________________________________ 6.Отметь личные окончания глаголов 3-го лица. Друзья отправились в путь. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идешь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печёт вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.
III вариант 1.Подбери к глаголам антонимы. Отдохнуть - ________________________, богатеть - ___________________________. 2.Проверь, правильно ли использованы глаголы в предложениях. Если есть ошибки, письменно исправь их. На день рождения папа дарил мне самокат. Футбольная команда играла первый матч со счётом 3:0. Завтра мы поедем встретить маму из командировки. 3.К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их. Образец: обед – обедать. Смех - ________________, просьба - ________________, морозный - ______________. 4.Выпиши два глагола в начальной форме и два глагола в личной форме. Отметь в них основы. Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь. _____________________________ ________________________________________ 5.Исправь ошибки в форме глаголов и запиши предложения. Самолёт летят. Деревья растёт. Корабль плывут. Пчёлы жужжат. Птицы поёт. Комар пищат. 6.Отметь личные окончания глаголов 2-го лица единственного и множественного числа и 3-го лица множественного числа. Друзья отправились в путь. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идешь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печёт вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.
Реши задачу: «Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53 км/ч. Через 3 ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?» Инструкция для учеников первой группы Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий. Инструкция для учеников второй группы Составь обратную задачу. Инструкция для учеников третьей группы Реши задачу.
Вычисли значение выражения ( ) 6 Инструкция для учеников первой группы Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось. Инструкция для учеников второй группы Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом. Инструкция для учеников третьей группы Вычисли значение выражения.
«Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!» Л.Н.Толстой.
Литература Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982 Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– 9. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.– Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.– 6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000.
Спасибо за внимание !