Судьба поколения 30- х годов в лирике М. Ю. Лермонтова. Подготовка к классному сочинению Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель урока Обучение анализу стихотворения Анализ стихотворения « Дума » Рекомендации по подготовке к сочинению
Эпиграф к уроку Печально я гляжу на наше поколенье… М.Ю.Лермонтов
Работа с опорной схемой Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова Узко литературный Историко-культурная контекст перспектива Общий романтический Расцвет творчества конфликт Мечты и Лермонтова приходится реальности на эпоху «безвременья» (А.И.Герцен), это ощущается поэтом как личная трагедия
Реализация домашнего задания Расшифруйте аллегорию, содержащуюся в стихотворении « Поэт ». За что критикует поэта ( характерно, что себя лирический герой не отождествляет с таким « поэтом ») лирический герой стихотворения « Не верь себе »? Как автор показывает, что бытие « толпы » достойно глубокого осмысления ?
Анализ стихотворения «Дума» З адание : с оставить ц итатную характеристику п околения. «Богаты… ошибками отцов» «К добру и злу постыдно равнодушны» «Перед опасностью… малодушны» «Перед властию… рабы» «Иссушили ум наукою бесплодной» «И ненавидим мы, и любим мы случайно»
Вопросы для беседы Какая жизнь такое поколенье ? Относит ли себя лирический герой к этому поколению ?
Вывод Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.
Рекомендации по подготовке к классному сочинению - рассуждению Учащимся можно предложить следующую тему для сочинения : « Идеальная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова « Бородино » (1837) и « Дума » (1838)»
План для обсуждения I. Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения – сквозная тема в лирике М. Ю. Лермонтова. II. В стихотворении « Дума и « Бородино » выражена общая мысль – упрек поколению 30- х годов 19 века. 1. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 года в смертельной схватке с врагом ; позорное малодушие перед опасностью поколения 30- х годов. 2. Единодушие и сплоченность героев 1812 года ; полная разобщенность поколения 30- х годов. 3. Герои 1812 года навсегда останутся в памяти народной ; поколение 30- х годов « потомок оскорбит презрительным стихом ». III. Гражданская направленность рассматриваемых стихотворений : эти два стихотворения выражали жалобу поэта « на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависти к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел » ( В. Г. Белинский ).
Завершающие вопросы Правильно ли определена взаимосвязь между частями сочинения ? Чем определяется полнота и глубина в раскрытии каждой части сочинения ?
Домашнее задание Составить черновой вариант работы. Подобрать эпиграф к сочинению.
Использованные ресурсы Литература, 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 и 2/ под редакцией Г. И. Беленького – М.: Мнемозина, Сборники сочинений М. Ю. Лермонтова. И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, Поурочные разработки по литературе, 9 класс, М., « Вако », 2001.