Выполнила : учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 2» г.Усолье-Сибирское Масленникова Г.В. История России с 17 по 18вв. 7 класс. По учебнику Данилова А.А.
План урока: 1.Россия на рубеже веков. 2.Предпосылки реформ. 3.Усиление западного влияния на Россию. 4.Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей этого времени.
Работа с картой. 1.К каким морям Россия имела выход? 2.Что мы можем сказать о территории России? 3.С помощью карты охарактеризуйте состав населения России на рубеже веков. 1.К каким морям Россия имела выход? 2.Что мы можем сказать о территории России? 3.С помощью карты охарактеризуйте состав населения России на рубеже веков.
БоярствоДворянствоДуховенство Высшее сословие в российском обществе. Владело вотчинами. Служило царю. Занимало высшие государственны е должности в государственно м аппарате. Высший слой служилых людей в российском обществе. Владело поместьями, но могло передавать поместье по наследству в случае продолжения государственной службы. Высшее сословие в российском обществе. Иерархия русской православной церкви: Патриарх Московский всея Руси. Епископы, архиепископы, митрополиты. «Белое» духовенство (приходские священники), «черное» духовенство (монахи). Крупный земельный собственник – до 15% всей земли страны.
Боярство Ясачные люди Казаки: военное население Дона, Терека, Яика Приборные люди: стрельцы, пушкари, городовые казаки Крестьянство: черносошные, Дворцовые, лично свободные, частновладельческие Приказные люди: служащие государственных учреждений Посадские люди: ремесленно- торговое население городов, купцы Дворянство Духовенство
Сравните экономическое положение России и ведущих стран Западной Европы в конце 17 века. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?
Главная задача данного времени: Борьба и выход к Балтийскому и Черному морям. Главная задача данного времени: Борьба и выход к Балтийскому и Черному морям. Работа с картой. 1. Найдите на карте г.Архангельск, Скандинавский полуостров. 2. Покажите морской путь в Европу. 3.Какова главная задача данного времени? 1. Найдите на карте г.Архангельск, Скандинавский полуостров. 2. Покажите морской путь в Европу. 3.Какова главная задача данного времени?
Дворянская конница- основная его часть. Дворянин должен был явиться на службу с несколькими вооруженными слугами, т.к. служба у дворян была пожизненной. Стрелецкое войско. Стрельцы несли службу в городах и отдельных гарнизонах. Для поднятия профессионализма в армии нанимали иностранных офицеров и солдат.
Царь Боярская дума Земские соборы Приказы Тайных дел Патриарх
Приказы Поместный (около 80) Посольский Местное управление Разрядный Воеводы
Сравните экономическое положение России и ведущих стран Западной Европы в конце 17 века. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?
Отсталость России была следствием многих явлений; Монголо-татарское иго затормозило развитие России; Практически на столетие Россия оказалась оторванной от взаимоотношений с европейскими странами; Отсутствие выхода к незамерзающим морям. Отсталость России была следствием многих явлений; Монголо-татарское иго затормозило развитие России; Практически на столетие Россия оказалась оторванной от взаимоотношений с европейскими странами; Отсутствие выхода к незамерзающим морям.
1.Феодально-крепостнический строй. 2.Слабое развитие мануфактурного производства. 3.Использование труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве. 4.Отсутствие навыков геологоразведочных работ по добыче стратегически полезных ископаемых. 5.Слабое развитие международной торговли. 6.Недостатки в деятельности государственных учреждений – приказов и местного управления и т.д. 7.Отсутствие регулярной армии и флота. 1.Феодально-крепостнический строй. 2.Слабое развитие мануфактурного производства. 3.Использование труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве. 4.Отсутствие навыков геологоразведочных работ по добыче стратегически полезных ископаемых. 5.Слабое развитие международной торговли. 6.Недостатки в деятельности государственных учреждений – приказов и местного управления и т.д. 7.Отсутствие регулярной армии и флота.
Федор Алексеевич ( гг)
30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны родился сын Петр. Теперь династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола. Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве. Царь-отец никак особенно не выделял младшего сына. 30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны родился сын Петр. Теперь династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола. Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве. Царь-отец никак особенно не выделял младшего сына.
Белорус, окончил Киево- Могилевскую академию и в возрасте лет (1656 г.) постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках, занимался учительством. Симеон был одержим идеей объединения украинского, белорусского и русского народов в рамках единого Российского государства
Симеон был приглашен в Москву. Он в 1678 г. создал сборник поэтических произведений, стал первым придворным поэтом, ославлявшим в своих стихах царскую фамилию и самодержавие. С 1664 г. Симеон Полоцкий стал преподавать будущим служаим московских приказов в июле при Законоспасском монастыре.
Огромное роль в сближении с Западом сыграл Семион Полоцкий. Царь Алексей Михайлович поручил Симеону воспитание и образование своих детей. Это были первые руководители России, лучившие западное образование, знание европейской истории, культуры, иностранных. Его пригласили в Москву для обучения дьяков в приказах. детей.
Большую роль в развитии страны в сер 17 в. сыграл А.Ордин – Нащокин - полководец и дипломат. Он подписал договоры с Курляндией, Швецией, Польшей. Он предложил перейти к союзу с поляками для борьбы с турками, сократить дворянское ополчение, ввести рекрутскую повинность. Нащокин хотел ввести элементы самоуправления, на основе выборности защищал интересы русских купцов. Основал ряд мануфактур. Большую роль в развитии страны в сер 17 в. сыграл А.Ордин – Нащокин - полководец и дипломат. Он подписал договоры с Курляндией, Швецией, Польшей. Он предложил перейти к союзу с поляками для борьбы с турками, сократить дворянское ополчение, ввести рекрутскую повинность. Нащокин хотел ввести элементы самоуправления, на основе выборности защищал интересы русских купцов. Основал ряд мануфактур.
В.В.Голицин В.Голицин был фактическим правителем страны в гг. Он открыл Славяно-греко- латинскую академию, отменил смертную казнь, начал вводить европейские формы быта, предлагал освободить крестьян от помещиков, ввести «поголовную» подать. Неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной. В.Голицин был фактическим правителем страны в гг. Он открыл Славяно-греко- латинскую академию, отменил смертную казнь, начал вводить европейские формы быта, предлагал освободить крестьян от помещиков, ввести «поголовную» подать. Неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.
Домашнее задание § 12, работа с документами