«Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника» «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника» Педагогический совет МОУ – Ворошиловская средняя общеобразовательная школа
Обращение к тебе, Учитель! Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного приема». Радуга из одного цвета – нет радуги. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность. Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу. Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется. Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе. Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться.
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г.Левитас Цель: систематизация теоретических и прикладных знаний по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения. Рассмотрение путей реализации дифференцированного и индивидуального обучения для улучшения качества ЗУН учащихся.
Запомним!
Проблемы: 1. как обеспечить успешность каждого ученика в обучении; 2. как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником? Задачи: На основе анализа научно-методической литературы дать краткую характеристику дифференциации и индивидуализациии как основных направлений гуманизации процесса обучения. Развить навыки коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива. Приобщить учителей к самоанализу и самооценке психолого-педагогических знаний.
план работы педсовета Анализ научно-методической литературы (выступления педагогов). Приемы обратной связи с учеником на уроке. Приемы письменного контроля. Приемы повторения на уроке. Виды домашних заданий в условиях дифференцирования. Оценивание учащихся. Практическая работа. Подведение итогов. Принятие решения.
Словарь педагогического совета Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем их организации в однородные (гомогенные) группы. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем их организации в однородные (гомогенные) группы. Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей. Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей.
Значение дифференциации Педагог хорошо знает: учебные возможности ученика; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала. Опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.
Положительные стороны дифференциации исключение уравниловки и усреднения детей; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения и усвоения предметного материала; создание щадящих условий для слабых учащихся.
Учитель получает возможность: помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному (в обычном режиме - наоборот); не снижать общий уровень преподавания; эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; создать оптимальные условия для более сильных учащихся; изменить «Я»-концепцию ребенка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Виды дифференциации: региональная – по типу школ (общеобразовательная, гимназия, лицей, колледж, комплекс); внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); в параллели (группы и классы различного уровня); межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы); внутриклассная дифференциация (внутрипредметные группы в составе класса).
Обратная связь в обучении Внешняя: ученик – учитель учитель – ученик Внутренняя: ученик – ученик Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.
Основные принципы обратной связи принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен использовать свои знания); принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен использовать свои знания); принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Чем более развита всякая система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Чем более развита всякая система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. У учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать прием обратной связи в учебном процессе, главным из которых является постоянный и системный контроль продвижения в своем научении и развитии. У учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать прием обратной связи в учебном процессе, главным из которых является постоянный и системный контроль продвижения в своем научении и развитии. Существуют разнообразные виды работ, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала. Существуют разнообразные виды работ, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала.
Приемы обратной связи с учеником на уроке «Светофор» (5-8 класс) «Светофор» (5-8 класс) При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; учащийся вынужден каждый раз явно для себя и для учителя зафиксировать, т.е оценить свои знания). При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; учащийся вынужден каждый раз явно для себя и для учителя зафиксировать, т.е оценить свои знания).
Опрос по цепочке (5-9кл.) Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ). Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).
Тихий опрос (5-9 кл.) Тихий опрос (5-9 кл.) Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (учитель может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала). Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (учитель может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).
Программируемый опрос (7 – 11 класс). Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание). Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).
Магнитофонный опрос (5- 10 кл.) иностранный язык Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать (порой необходимо послушать себя со стороны: сообразительный, знающий ученик отвечает иногда сумбурно, ответы логически плохо выстроены). Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать (порой необходимо послушать себя со стороны: сообразительный, знающий ученик отвечает иногда сумбурно, ответы логически плохо выстроены).
Взаимоопрос (5–10класс) Ученики опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: ученик – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный). Ученики опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: ученик – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).
Показательный ответ (5- 9 классы). Один ученик отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться). Один ученик отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).
Защитный лист (5 – 11 классы). Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем. Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
Отсроченная реакция (5- 6 классы) Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика (никаких выкриков с места; вопрос – пауза 30 секунд - ответ). Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика (никаких выкриков с места; вопрос – пауза 30 секунд - ответ).
Щадящий опрос (5 – 8 кл) Учитель проводит тренировочный опрос, при этом сам учитель учеников не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу учителю. Учитель проводит тренировочный опрос, при этом сам учитель учеников не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу учителю.
Идеальный опрос (7-9 кл) Ученик сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом учителю. Ученик сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом учителю.
Приемы письменного контроля Фактологический диктант Фактологический диктант Выборочный контроль Выборочный контроль Тренировочная контрольная работа Тренировочная контрольная работа Блиц –контрольная Блиц –контрольная Релейная контрольная работа Релейная контрольная работа
Фактологический диктант Диктант проводится по базовым вопросам (5- 7 вопросов на вариант), на партах только чистый лист и ручка. Диктант проводится по базовым вопросам (5- 7 вопросов на вариант), на партах только чистый лист и ручка. Среди вопросов 1-2 из предыдущих тем. Среди вопросов 1-2 из предыдущих тем. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
Выборочный контроль Проверка работ учеников выборочно. Можно проверить те, которые сочтет нужным учитель или отобранные случайно: «подводный камешек» - работы должны сдать все. Проверка работ учеников выборочно. Можно проверить те, которые сочтет нужным учитель или отобранные случайно: «подводный камешек» - работы должны сдать все.
Тренировочная контрольная работа Учитель проводит контрольную работу как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников (возможны и другие послабления: например, использование учебников, справочников, словарей, тетрадей; особенно хорошо проводить, когда учитель приступает к работе в новом классе – ведь учащиеся еще не привыкли к требованиям). Учитель проводит контрольную работу как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников (возможны и другие послабления: например, использование учебников, справочников, словарей, тетрадей; особенно хорошо проводить, когда учитель приступает к работе в новом классе – ведь учащиеся еще не привыкли к требованиям).
Блиц - контрольная Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы (по темпу схожа с фактологическим диктантом, отличие – сюда входит владение стандартными умениями). Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы (по темпу схожа с фактологическим диктантом, отличие – сюда входит владение стандартными умениями). Проверка производится сразу: диктуются верные ответы, вывешиваются верные ответы и т. п. Проверка производится сразу: диктуются верные ответы, вывешиваются верные ответы и т. п.
Релейная контрольная работа Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач (чем больше задач прорешал ученик, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней). Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач (чем больше задач прорешал ученик, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней).
Приемы повторения на уроке Своя опора Своя опора Повторяем с контролем Повторяем с контролем Повторяем с расширением Повторяем с расширением Свои примеры Свои примеры Опрос – итог Опрос – итог Обсуждаем домашнее задание Обсуждаем домашнее задание Пересечение тем Пересечение тем
Своя опора Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики, и учитель) Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики, и учитель)
Повторяем с расширением Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (сочинение своих задач, выдвижение своих идей по применению изученного материала). Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (сочинение своих задач, выдвижение своих идей по применению изученного материала).
Опрос – итог В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Обсуждаем домашнее задание Учитель вместе с учениками обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен (прем особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно задает учитель, достаточно разнообразны.) Учитель вместе с учениками обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен (прем особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно задает учитель, достаточно разнообразны.)
Пересечение тем Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения). Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения).
Виды домашнего задания в условиях дифференциации Три уровня домашнего задания Три уровня домашнего задания Домашнее задание «Снежный ком» Домашнее задание «Снежный ком» Особое домашнее задание Особое домашнее задание
Три уровня домашнего задания Обязательный минимум (по силам любому ученику) Обязательный минимум (по силам любому ученику) Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида) Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида) Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой). Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).
«Снежный ком» Из большого числа заданий массива знаний ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности. Из большого числа заданий массива знаний ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности. (Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). (Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы).
Особое домашнее задание В классе есть ученики, которым иногда следует задавать иные, чем всему классу задания: участники олимпиады, слабые по здоровью дети; в старших классах – ученики – будущие абитуриенты вузов, сдающие данный предмет как основную дисциплину и т.д. В классе есть ученики, которым иногда следует задавать иные, чем всему классу задания: участники олимпиады, слабые по здоровью дети; в старших классах – ученики – будущие абитуриенты вузов, сдающие данный предмет как основную дисциплину и т.д.
Оценивание учащихся Оценка – не отметка Оценка – не отметка Учитель отмечает вслух или жестом успех ученика (главная цель оценки – стимулировать познания).
Знакомство с критериями оценки Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки (мало того, что учитель оценивает справедливо, надо, чтобы и ученик с ним был согласен). Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки (мало того, что учитель оценивает справедливо, надо, чтобы и ученик с ним был согласен).
Рейтинг Завершив работу, ученик сам себе ставит отметку. За эту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. (Этот прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных контрольных работ, сочинений практических работ, лабораторных работ, индивидуальных заданий. Оценка выставляется в дневник, в тетрадь, в ведомость учета знаний, которую может вести учитель). Завершив работу, ученик сам себе ставит отметку. За эту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. (Этот прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных контрольных работ, сочинений практических работ, лабораторных работ, индивидуальных заданий. Оценка выставляется в дневник, в тетрадь, в ведомость учета знаний, которую может вести учитель).
Задание 1 для работы в группах Определите максимальное количество видов учебных работ, которые могут способствовать накопляемости отметок по предмету. – 10 мин.
Предполагаемый результат (ин.яз.) Ведение тетради Терминологический диктант Словарный диктант Проверочная работа Самостоятельная работа Контрольная работа Работа по теории Домашняя контрольная работа Перевод текста Творческая работа Предупредительный диктант Письмо по памяти Диктант проверяю себя и др.
Предполагаемый результат (рус. яз.) Ведение тетради Словарный диктант Терминологический диктант Грамматическая работа (все виды) Самостоятельная работа Проверочная работа Контрольная работа Объяснительный диктант Диктант «Проверяю себя» Предупредительный диктант Домашняя контрольная работа Работа по теории Письмо по памяти Работа по развитию речи И др.
Предполагаемый результат (история, география, экономика…) Ведение тетради Терминологический диктант Проверочная работа Самостоятельная работа Контрольная работа Работа по теории Домашняя контрольная работа Лабораторная работа Творческая работа Практическая работа Контурные карты И др.
Предполагаемый результат (литература) Ведение тетради Письменные ответы на вопросы Терминологический диктант Работа по теории литературы Сочинение Работа по развитию речи Техника чтения (5-9кл.) Чтение наизусть Теоретические работы Творческие работы И др.
Предполагаемый результат (математика) Ведение тетради Устный счет Терминологический диктант Самостоятельная работа Контрольная работа Домашняя контрольная работа Работа по теории Творческая работа И др.
Предполагаемый результат (физика, химия, биология…) Ведение тетради Терминологический диктант Проверочная работа Самостоятельная работа Контрольная работа Работа по теории Домашняя контрольная работа Практическая работа Лабораторная работа Творческая работа И др. Устные ответы учащихся необходимо оценивать на каждом уроке!
Задание 2 для работы в группах Определите трудности использования дифференциации и индивидуализации обучения на школьном уроке. (Общепедагогические, психологические, частнометодические). – 10 мин.
Проблемы (трудности) Построение урока. Важность проблемы обусловливается рядом факторов, среди которых, прежде всего, выделяются: Перегруженность программы, необходимость в рамках нескольких уроков освоить тему или даже раздел курса. Разная сложность материала, требующая адекватной формы и особого порядка его представления. Разные интеллектуальные и психологические особенности учащихся, требующие учета при планировании урока. Необходимость стимулировать познавательную активность школьника и его интереса к осваиваемому материалу.
Факторы, влияющие на построение урока. Общепедагогические: Осознание деятельности и/или вариативности компонентов. Место урока в общей системе уроков (относительно курса в целом, относительно курса данного класса, относительно раздела, темы и т.д.) Тема урока. Ведущий метод, выбранный для урока, и соответствующие ему приемы. Степень сложности материала (интеллектуальный план).
Факторы, влияющие на построение урока Психологические: Общий поведенческий характер класса. Индивидуальные психологические особенности учащихся. Эмоциональный климат в классном коллективе. Степень сложности материала (психологический план). Индивидуальный стиль деятельности учителя.
Факторы, влияющие на построение урока Частнометодические: содержание, особенности материала.
Основные принципы построения урока Системность (система – множественность элементов с отношениями и связями между ними). Преемственность. Логичность. Движение от простого к сложному в учебном материале, от репродуктивной деятельности к продуктивной, в том числе – к творческой деятельности, от частного к общему. Чередование и смена форм деятельности: - чтение, активное «включение глаз»; - слушание, активное «включение уха»; - говорение; - письмо.
Задание 3. Найти ошибки в композиции урока, которые существенно могут повлиять на результат урока и участие в нем учащихся. Пример 1. Урок закрепления нового материала. Степень сложности материала – высокая. Усредненная характеристика класса по учебным (интеллектуальным) возможностям – средние возможности. План урока. 1.Оргмомент. 2.Самостоятельная работа в классе по заданию учителя (типовые задания по новому материалу). 3.Работа в парах. Взаимопроверка. 4.Выполнение более сложного задания на основе пройденного материала (1 ученик с высокими учебными умениями у доски). 5. Проверочная работа (тест или др.) на материале пройденного. 6. Сообщение домашнего задания.
Возможные ошибки: Урок не позволяет выявить затруднения, возникшие у учащихся при освоении материала: в композицию урока (2-го по теме!)не включены: -комментированная проверка проверка домашнего задания; - исправление возможных ошибок, возникших из-за недостаточно глубокого освоения темы. Если материал, характеризующийся высокой степенью сложности, недопонят, то работа в парах нецелесообразна, т.к. взаимопроверка может не дать адекватной картины усвоения нового материала. При 5-6 уроках, отводимых на освоение темы, 2-ой урок целесообразно посвятить разным формам закрепления пройденного с вовлечением большого числа учащихся в комментирование. Выполнение задания повышенной сложности лучше перенести на следующие уроки. Проверочная работа может быть проведена лишь с дидактической целью.
Пример 2. Для 1-ой группы учителей Урок объяснения нового материала Место в разделе -1 (из 3 отведенных на тему). Степень сложности материала – ниже средней. Усредненная характеристика класса по учебным возможностям – возможности выше средних, примерно 25% учащихся способны самостоятельно освоить тему по учебнику. План урока: 1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания по пройденной теме «по цепочке». 3.Объяснение нового материала: - слово учителя, использование доски, ТСО; -чтение параграфа (раздела в учебнике); -воспроизведение 1 учеником материала, прочитанного в учебнике; -повторение 2-3 учениками материала учебника и объяснений учителя; -ответы учеников на вопросы учителя по объясненному материалу. 4.Выполнение тренировочных упражнений с комментарием с места. 5. Слово учителя – обобщение объясненного материала. 6.Комментирование домашнего задания. Найти возможные ошибки в построении урока!
Пример 3. для 2-ой группы. Урок подготовки к контрольной работе. Место в разделе – 7 (из 6 отведенных на тему). Степень сложности материала – высокая. Усредненная характеристика класса по учебным возможностям – крайне низкие возможности. Общий поведенческий характер класса – гиперактивность. План урока: 1. Оргмомент. 2. Сообщение оценок за самостоятельную работу по теме, раздача самостоятельных работ. 3. Проверка домашнего задания – 1 ученик у доски, остальные самопроверка по образцу. 4. Выполнение тренировочных заданий по вариантам. 2 ученика у доски. 5. Проверка учителем выполненного на доске. 6. Взаимопроверка (обмен тетрадями) по образцу на доске. 7. Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений по типу задания, которые будут предложены в контрольной работе. 8. Выборочная проверка тетрадей учителем (5-7 уч.). 9. Комментирование домашнего задания учителем.
Пример 4. Для 3-ей группы. Урок работы в малых группах (закрепление пройденного материала по теме). Формирование групп – по желанию учащихся. Количество учеников в группе Опыт работы в группах отсутствует. Место в разделе – 4 (из 4 отведенных на тему). Место в курсе данного класса – Степень сложности материала – выше средней. Усредненная характеристика класса по учебным возможностям – очень разные учащиеся по интеллектуальным возможностям. Общий поведенческий характер класса – активность. Эмоциональный климат в классном коллективе – борьба за лидерство. План урока: 1. Раздача заданий для самостоятельной работы в группах. 2. Работа в группах, консультации с учителем. 3. Представление итогов работы в группах – по очереди, все вопросы. 4. Выполнение итогового группового задания как заключительного по теме. 5. Выставление оценок.
Задание 4.Этапы уроков Объяснение нового материала. Объяснение нового материала. Самостоятельная работа по заданию. Самостоятельная работа по заданию. Тест. Тест. Подведение содержательных итогов урока. Подведение содержательных итогов урока. Подведение итога работы, выставление оценок. Подведение итога работы, выставление оценок. Ознакомление с целью и задачами урока. Ознакомление с целью и задачами урока. Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания. Сообщение домашнего задания. Сообщение домашнего задания. Комментирование домашнего задания. Комментирование домашнего задания. Использование разноуровневых домашних заданий. Использование разноуровневых домашних заданий. Работа в парах. Работа в парах. Работа в группах. Работа в группах. Тренировочные задания с комментированием. Тренировочные задания с комментированием. Творческая работа с представлением результатов. Творческая работа с представлением результатов. Рефлексивные задания. Рефлексивные задания. План урока. План урока. Творческие групповые и индивидуальные задания. Творческие групповые и индивидуальные задания. И др. И др.
Составьте и защитите примерную композицию следующего урока. Урок 1. Освоение нового материала. Урок 1. Освоение нового материала. 1.Тема незначительно связана с ранее изученными темами. 2. Тема крайне сложна как для интеллектуального, так и для эмоционального восприятия учащихся. 3. Усредненный интеллектуальный уровень класса – ниже среднего. 4. Наполняемость класса -20 человек. 5. Общий эмоциональный настрой – пассивность, апатия. 6. Всего на изучение темы – 5 уроков.
Составьте и защитите композицию следующего урока. Урок 2. Закрепление нового материала. Урок 2. Закрепление нового материала. 1. Освоение теоретического понятия (2- ой урок после введения понятия, всего 3 урока). 2. Усредненный интеллектуальный уровень – средний, 4-5 сильных учеников. 3. Наполняемость класса – 20 человек. 4. Общий эмоциональный настрой – активность, дружелюбие, способность работать в парах и группах.
Составьте и защитите примерную композицию следующего урока. Урок 3. Урок, демонстрирующий особенности работы по профильному предмету в профильном классе. Урок 3. Урок, демонстрирующий особенности работы по профильному предмету в профильном классе. 1. Усредненный интеллектуальный уровень – высокий. 2. Наполняемость класса до 25 человек. 3. Общий эмоциональный настрой – мотивация к активной работе. 4. Необходимость использования одного из ТСО. 5. Необходимость продемонстрировать реализацию домашнего задания, предложенного к уроку.
Анкета для участников педсовета 1.Полезно ли, на Ваш взгляд, проведение подобного рода педагогических советов: а) очень полезно б)в целом – полезно в)не очень полезно г)бесполезно д)затрудняюсь ответить
2. Как Вы оцениваете общую организацию данного педагогического совета: а) отличная б) хорошая в) не вполне хорошая, есть некоторые проблемы г) плохая, есть много организационных проблем Краткий комментарий оценки…
3. Как Вы оцениваете содержательное наполнение педагогического совета: а) очень содержательный б) не очень содержательный в) в целом содержательный г) совершенно не содержательный Краткий комментарий оценки…
4. Что дал педсовет лично Вам (можно выбрать несколько ответов): а) новый взгляд на проблему б) новые задания в) новые педагогические и методические решения г) возможность поделиться личным опытом д) ничего не дал е) другое…(написать)
5. Считаете ли Вы возможным дальнейшее развитие практики проведения подобных обучающих мероприятий: а) да, такие мероприятия необходимы б) подобные мероприятия иногда нужны в) подобные мероприятия в дальнейшем не очень нужны г) подобные мероприятия не очень нужны
6. Если подобные мероприятия будут проводиться, Вы бы предпочли: а) выступить и поделиться опытом б) учиться у своих коллег, не принимая активного участия в мероприятии в) изучить теоретические положения по проблеме г) изучит все на практике уроков.
Проект решения педсовета Учитывая, что дифференциация и индивидуализация обучения являются одним из направлений гуманизации современного процесса обучения и позволяют гармонично сочетать формы массового обучения и индивидуального усвоения знаний, систематизировав теоретические знания по данной проблеме, педагогический совет выносит следующее решение: 1.Проработанные подходы к обучению( дифференциация и индивидуализация ) взять за основу в своей работе каждому учителю. 2.Обощить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по использованию дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.