Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова
Вениаминова О.П. Молящаяся «Панагия» Иконы этого типа называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая") Панаги́я (греч. Παναγία пресвятая)
Вениаминова О.П. Знамение На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки... В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Вениаминова О.П. Путеводительница «Одигитрия» Одиги́трия (греч. Οδηγητρια Указующая Путь), Путеводи́тельница. Один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем
Вениаминова О.П. Путеводительница Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке. На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.
Вениаминова О.П. Всемилостивая «Панахранта» Икона Божией Матери «Всецарица» (греч. Παναγία Παντάνασσα, Панта́насса).
Вениаминова О.П. Всемилостивая Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны - "Державная" и "Всецарица"
Вениаминова О.П. Умиление «Елеуса» Елеу́са (греч. Ελεούσα милующая от έλεος сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи.
Вениаминова О.П. Умиление На иконе "Умиление" мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Вениаминова О.П. Заступница «Агиосортисса» Агиосорити́сса (греч. Α ϒ ιοσορήτισσα, происходит от названия часовни греч. Α ϒ ία Σορός (Агиа Сорос святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе
Вениаминова О.П. Заступница На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе. В русской иконописи получила название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского), которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на возду́хе Христу. Подлинная икона, находящаяся во Владимире, считается чудотворной.
Вениаминова О.П. Использованные источники