Группа 1 Канон православной иконы
Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне
Требования канона Православная икона пишется на специально подготовленной доске с углублением и выделяющимися краями. Доску покрывают паволокой, на которую наносится слоями грунт – левкас. По левкасу сначала наносится контур, а после мастером, взявшим заказ икон и благословение от священника, пишется образ темперой, краской на яичном желтке.
Мастера сквозь столетия учились у друг друга через прориси (кальки с контурами лика)
Определенная последовательность нанесения красочного слоя
Краска наносилась очень жидкой, чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга В последнюю очередь добавлялись, так называемые, пробела, чтобы оживить образ нанесением света и теней.
Каждая икона состоит из четырех основных частей слоев. Первый слой щит из деревянной доски (или кусок холста) является ее основой. Второй слой грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии или на искусственной казеиново-масляной или поливинилацетатной. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
Икона это окно в священный ( сакральный ) мир Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.
Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Икона есть видимое невидимого. Икона - это окно в горний мир Духа
Символы иконописи Высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие; большие глаза проникновение в божественные тайны; тонкие губы аскетизм; удлиненные пальцы духовное благородство и чистоту деяний; наклон головы внимание к Божественному внушению, голосу Божьему; чуть склоненная фигура покорность воле Божией.
Именословное перстосложение С таким жестом обычно изображают на иконах Иисуса Христа. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа IС ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец слегка согнут и похож на литеру C. IC XC Иисус Христос).
Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.
Красный это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый Зеленый цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Белый цвет Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому «означает» или символизирует свет.
Строгость, покой, умиротворение ….
Литература Иконы, иконописцы, иконопись Именословное перстосложение Пишем икону // Ступени, 2007, 2(26) Православная иконопись - Православный канон и икона – Православные иконы Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви – М.: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997