Дифференцированное обучение
- это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа);
- это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении): - это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. - Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
1. По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы) - по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды) - по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту) - по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха) - по уровню умственного развития (уровню достижений) - по области интересов (гуманитарные, исторические, математические …)
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств
Этапы внутриклассной дифференциации : 1.Определение критериев на основе которых осуществляется дифференциация на группы. 2.Проведение диагностики. 3.Распределение детей по группам с учётом диагностики. 4.Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий. 5. Реализация данного подхода на всех этапах урока. 6. Диагностический контроль, в соответствии с которым может измениться состав группы.
Дифференцированные группы 1 группа2 группа3 группа
Дифференцированные задания это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимый навык на его основе. Дифференцированные задания могут быть записаны на : доске, таблице, карточках, слайдах.
Дифференцированные задания обязательныедополнительные
Способы дифференциации по уровня творчества по уровню трудности по объёму учебного материала по степени самостоятельности учащихся по характеру помощи учащимся по форме учебных действий