Дислексия
Педагогический подход: дислексия частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология словарь Клинико-психологический подход: дислексией называют состояния, основное проявление которых стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей Определение термина
История Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.
«Вторичная, или дислексия, связанная с нарушением гормонального развития ребенка на ранних стадиях развития «Дислексия травмы» возникает в результате травмы головного мозга, или той части мозга, которая отвечает за способность человека писать и читать. «Первичную дислексию» можно определить как дисфункция мозга. Причины
Виды Фонематическая - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко- буквенного анализа. Мнестическая - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Семантическая - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений при технически правильном чтении. Аграмматическая - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Оптическая - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. Тактильная - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Речевая симптоматика дислексии Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. Аграмматизмы при чтении. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.
Неречевая симптоматика дислексии Высокий уровень интеллекта, но плохие навыки чтения Повторяющиеся ошибки при чтении и письме, например, перестановка или пропуск букв и слов Неспособность уложиться с выполнением задания в отведенное время Плохая память Трудности с письмом Затруднения с определением левого и правого, верха и низа.
Диагностика Основной метод - когнитивное тестирование. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что- то делает своими руками). Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.
Методы коррекции 1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. 2. Метод кинезиологической коррекции. 3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 4. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. 5. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. 6. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. 7. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. 8. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. 9. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". 10. Метод "озвученного" чтения. 11. Метод словесных анаграмм. 12. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.
Влияние дислексии ОрфографияОбразованиеЧтениеЗдоровьеЖизньКарьераСамооценкаМатематика
Известные дислектики