1. Общее понятие об эмоциях и чувствах. 2. Внешнее выражение эмоций. 3. Особенности эмоций: положительные и отрицательные, стенические и астенические эмоции. Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan
переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, а также к другим людям и самому себе. Чувства или эмоции
длительное состояние, имеющее выраженный ситуационный характер, проявляющийся во внешнем поведении Эмоции высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства
Простые, непосредственные переживания в данный момент; Быстро возникают и относительно быстро исчезают. Свойственны только человеку; Устойчивость; Сохраняются в течении длительного времени.
Эмоции Удовольствие Страх Горе Гнев Радость Возмущение
Чувства ЛюбовьСпокойствиеЭйфорияЯростьСостраданиеОтверженность
В мимике (выразительные движения лица) В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест) В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)
Сильные чувства связаны с изменением кровообращения Страх у силивает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости у уу учащается дыхание.
Отрицательные Безразличные Положительные
Положительное отношение человека к чему- либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями.
Стенические эмоции - (от греческого «стенос» - сила). Повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции – («астенос» – слабость, бессилие). Уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность.
Үй тапсырмасы: доклад-презентация 1. Интенсивность и устойчивость эмоций: настроение, аффект, страсть, стресс. 2. Высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические. 3. Чувства и личность. 4. Развитие эмоций и чувств у детей.
Әдебиет/ Литература/ Literature: 1. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Общие основы психологии. 3-е изд. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, Детская энциклопедия. - М.: изд. «Педагогика», Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания– Новосибирск: Научно- учебный центр психологии НГУ, 1996