Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн.
Море синоним бесконечности, Времени, Вечности; хаоса, сотворения Мира; могучей силы; пучины, бездны, глубины, равнодушия, уничтожения; вечного дарителя и вечного похитителя; вечной переменчивости и в то же время неизменности тайны, сокровищницы, жертвенника, источника и начала жизни, а также смерти, жизненной энергии, свободы, которую нельзя использовать по- настоящему, возможности вознесения к Богу; очищения, и в то же время нечистоты.
Особенно важное значение он приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы.
Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?..
Жуковский изображает море как свободную стихию, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам. Жуковский очеловечивает море. Море отражает внутреннее состояние лирического героя, является пейзажем его романтической души. Для Жуковского образ моря мистичен, таинствен, с ним связано ощущение романтического двоемирия.
Стихотворение Пушкина «К морю» написано в 1824 году. Оно завершает романтический период пушкинского творчества. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.
Море у Пушкина - это тоже душа человека, но не спокойная, смиренная, как у Жуковского, а рвущаяся, мятежная; море - это прежде всего буря для Пушкина. Стихотворение «К морю» лишено мистицизма, таинственности, романтического двоемирия, оно разделено на строфы, в нем преобладает романтическая лексика.