Новое содержание образования: проблематика и ориентиры проектирования В.К. Игнатович, эксперт ИПОП «Эврика»
Что может являться основанием проектирования содержания образования? Образовательные потребности – производная от жизненных целей субъектов Чего угодно-с?
Культурный сценарий социализации Базисные представления, которые являются центральными и сохраняются в течение жизни культуры Проектирование нового содержания образования связано со сменой культурного сценария социализации, на который оно ориентировано
Репродуктивный сценарий: вперед в светлое прошлое! Каждый человек проходит в своем развитии ступени развития Всеобщего Духа, Однако уже оставленные Духом… (Ф. Гегель)
Симплификация – упрощение содержаний внешнего мира до уровня, позволяющего их усвоение ребенком в готовом виде «взрослыми» средствами
От знаемого – к незнаемому
Адаптивный сценарий: «личность быстрого реагирования» От ребенка - к миру, от мира - к ребенку... Джон Дьюи
Успешность как главная цель социализации …обеспечивать ребенку возможность накопления собственного опыта решения жизненных проблем. …обеспечить его конкурентоспособность на рынке труда. …помочь стать востребованным.
Неадаптивный сценарий: человек – автор своей судьбы Карл Роджерс …образ себя как героя поэмы… …сюжет… …трагедийность… …неожиданные повороты судьбы.
Обретение собственной культурной идентичности как главная цель социализации …обеспечивать готовность детей к социальному поведению, мотивированному ценностями собственного «Я». Самоопределение как выявление и утверждение своего индивидуального отношения к миру. Достойным может считать себя только тот человек, который уверен в собственных способностях и готов выступить субъектом построения собственного счастья.
Амплификация – приращение собственного опыта ребенка в процессе креативного освоения содержаний внешнего мира специфическими детскими средствами
Образование: Сокровище Сокровище Капитал Капитал Ценность Ценность
Тенденции развития современного общества Возрастание уровня неопределенности, утрата контроля за главными процессами Возрастание уровня неопределенности, утрата контроля за главными процессами открытость границ и мультикультурность открытость границ и мультикультурность проблематичность построения профессиональной и жизненной карьеры проблематичность построения профессиональной и жизненной карьеры Ориентация в будущее Ориентация в будущее Возрастание роли «человеческого капитала» Возрастание роли «человеческого капитала» Востребованность креативного начала личности Востребованность креативного начала личности
Центральные идеи: Образовательный процесс должен носить индивидуальный характер и осуществляться в ходе выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута Образовательный процесс должен носить индивидуальный характер и осуществляться в ходе выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута Готовность ученика становиться субъектом построения своей образовательной траектории, приводящей его к личностному и профессиональному самоопределению Готовность ученика становиться субъектом построения своей образовательной траектории, приводящей его к личностному и профессиональному самоопределению Система оценки качества образования, получаемого ребенком, как опыт индивидуального образовательного продвижения. Система оценки качества образования, получаемого ребенком, как опыт индивидуального образовательного продвижения.
Социокультурная практика как проектная единица ИОМ Школьник выявляет и решает проблемы, отвечающие его личностным смыслам Школьник выявляет и решает проблемы, отвечающие его личностным смыслам Освоение культурной практики носит проектный, преобразовательный характер и имеет для школьника личностно значимый результат Освоение культурной практики носит проектный, преобразовательный характер и имеет для школьника личностно значимый результат результат освоения одной и той же культурной практики для разных учащихся различен. результат освоения одной и той же культурной практики для разных учащихся различен.
Социокультурная практика Интерес ПробаСамооценка Проблематизация Проектирование Самоэкспертиза
Ребенок – субъект проектирования ИОМ многообразие ресурсов, доступных ребенку для их творческого освоения и отвечающих его возрастным возможностям
Система оценки качества образования Для каждого образовательного результата подобрать способ его фиксации и внесения в базу информационных данных, что должно обеспечить объективность и достоверность оценки
Спасибо за внимание! Просьба задавать вопросы