И ЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ Педагог-психолог МБОУ «СОШ4» с. Сотниковское Ныркова Лариса Борисовна
ТЕСТ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ Инструкция: Перед вами стоит задача - на предлагаемые вопросы следует ответить: "да", "иногда", "нет". Цена ответа: 1. "да" - 2 балла 2. "иногда" – 1 балл 3. "нет" - 0 баллов.
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колии ее ожидание? 2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента? 3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? 5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-нибудь вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад? 9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения...? 12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так? 14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? 16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Интерпретация результатов: - Посчитайте общее количество баллов. Если у Вас очка, то: Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям тоже нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
Если у Вас очков, то : Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой- либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
Если у Вас 1924 очка, то: Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы
Если у Вас 1418 очков, то: У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
Если у Вас 913 очков, то: Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
Если у Вас 4-8 очков, то: Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этим!
Если у Вас 3 очка и менее, то: Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям и на работе, и дома, и вообще повсюду трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее откоситесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье такой стиль жизни не проходит бесследно.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для обучающихся слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога - залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого педагога. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение учащегося и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого ребенка, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - учеников, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Даже при незначительных успехах ребенка быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Речь педагога должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд. Сделать родителей своих учащихся союзниками педагогических намерений. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать учащимся силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо. Увеличение речевой деятельности учащегося за счет уменьшения речевой деятельности преподавателя - важный показатель мастерства общения педагога.