Александр Николаевич Островский (1823 – 1883)
Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
ЦЕЛЬ УРОКА Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы
1859 г г г. ЗАДАНИЕ: Сопоставьте даты и сделайте вывод : что ожидало Россию в 60 –х годах 19 века? - «Гроза» написана и поставлена - «Гроза» напечатана - отмена крепостного права
Тема произведения 1.Любовь замужней женщины к другому мужчине 2.Столкновение старого и нового Чтобы напечатать «Грозу», автору следовало представить пьесу как … любовно-бытовую драму социально-обличительную пьесу
МИКРОТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВСЕХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВА УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНЫХ ЗАПРОСОВ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НРАВОВ СОЦИАЛЬНЫЕ И БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В МЕЩАНСКО-КУПЕЧЕСКОЙ СРЕДЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДА И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
Конфликт пьесы = основы сюжета «Темное царство» (старые социально- бытовые принципы) Борьба против прогрессивных стремлений за равноправие человеческой личности
Конфликты в пьесе «Гроза» Тихон против Кабанихи Варвара против Кабанихи Борис против Дикого Дикой и Кабаниха против Кулигина Основной конфликт: Катерина и Борис против «Темного царства» Кудряш против Дикого
КОМПОЗИЦИЯ Экспозиция - волжские просторы и духота калиновских нравов
Завязка – придирки Кабанихи
Первая кульминация – любовь к Борису – признание в грехе предгрозовое напряжение
Вторая кульминация - монолог Катерины, прощание с любовью
Развязка - самоубийство
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ Пьеса «Гроза» - трагедия, так как есть смерть Островский: пьеса «Гроза» - драма, так как конфликт охвачен широко