Место общественности в экологическом мониторинге В связи... с отравлением атмосферы и по причине недостаточного обрыбления прилежащих водоемов... заразу ликвидировать и учредить в отдаленной местности. Бр. Стругацкие. «Хромая судьба»
Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия
Наиболее эффективно общественный экологический мониторинг может выполнять такие функции: Создание альтернативного информационного канала; повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях. Наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно. Привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены (по разным причинам). Развитие экологического образования и просвещения. Особого упоминания заслуживает новая, но перспективная задача общественного мониторинга. Речь идет о постпроектном анализе оценке реальных экологических последствий осуществления проекта и соотнесения их с воздействиями, предсказанными на этапе разработки проекта.
Объекты общественного мониторинга Малые реки Объекты местного масштаба Суперэкотоксиканты вещества, которые в малых дозах способны оказывать выраженное индуцирующее (усиливающее) или ингибирующее (угнетающее) действие на ферменты (диоксины и дибензофураны, полихлорированные и полибромированные бифенилы, бензантрацены, нитрозамины, нафтиламины и другие органические вещества, радионуклиды, некоторые тяжелые металлы (ртуть, кадмий) и металлоиды (мышьяк, селен), хлор- и фосфорорганические пестициды)
Федеральный Закон "Об охране окружающей природной среды" Статья 72. Общественный экологический контроль. 1. Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами РФ и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. 2. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется настоящим Законом, законодательством о профессиональных союзах РФ, трудовых коллективах, общественных объединениях.
Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Статья 35. Общественный экологический контроль. Общественные объединения граждан в соответствии с уставами и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и о его результатах информировать учреждения Государственной санитарно- эпидемиологической службы РФ. Статья 36. Взаимодействие при осуществлении государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля. Деятельность специальных служб министерств и ведомств, предприятий, организаций и граждан, обеспечивающих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль в соответствии со статьями 33–35 настоящего Закона, осуществляется во взаимодействии с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Закона "Об обеспечении единства измерений" В сферу действия Закона попадают все организации (независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности), ведущие работы в области охраны окружающей среды (статья 13). Закон предписывает для проведения всех видов измерений, подпадающих под действие этого закона, использовать только аттестованные методики измерений (статья 9). Средства измерений, используемых для работ в области охраны окружающей среды, должны быть допущены в установленном порядке к применению в РФ (статья 8), а также проходить периодическую поверку (статья 15). Подробнее метрологические аспекты проведения измерений описаны в следующих разделах.