Проектная деятельность учащихся на уроках спецтехнологии Боролис Надежда Леонидовна – преподаватель спецтехнологии ГУ ПЛ3 г. Аксу
«Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда» «Жить - это значит познавать действительность и преобразовывать ее». П.П. Блонский
Что необходимо учащимся для успеха? Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи Уметь работать в команде и обладать навыками общения Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них Эффективно использовать знания реальной жизни Компьютерная грамотность
Метод проектов Учащиеся, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решают какую-нибудь практическую образовательную задачу. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся.
На уроках мы ставим перед собой цели: научить самостоятельному достижению результата; научить предвидеть проблемы, пути их решения; сформировать умение ориентироваться в информацион ном пространстве: научить работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки защиты и представления своей работы.
Виды учебных проектов По доминирующей деятельности ученика По продолжительности Информационный Практико-ориентированный Творческий Исследовательский Ролевой Мини-проект Краткосрочный Недельный Годичный
По продолжительности проекты делятся: Мини-проекты могут укладываться в урок или часть урока. Например: реклама проводникового материала. 20 мин. - работа, (подготовка-10 мин, 2 мин презентация каждой группы); Краткосрочные проекты (4-6 уроков, необходимых для координации деятельности участников проектных групп). Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и дома. Например: при изучении темы «Проводники» учащимся предлагается создать базу данных «Проводниковые материалы, области применения». Ребята ищут информацию об материалах в справочниках, проектируют базу данных. Определяют структуру Доклада: классификация, типы, область применения в профессиональной деятельности. Сканируют картинки с изображением материалов и готовых изделий. Все это делается во внеурочное время и накапливается в папке по проекту. На уроках вносят данные в базу, создают отчеты. На итоговом уроке представляют отчет о работе, готовую базу, запросы.
Недельные проекты выполняются группой в ходе проектной недели. Работа идет под руководством руководителя проекта. Здесь сочетаются классные и внеклассные формы работы. Идет погружение в проект. Долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. У нас такая работа ведется в рамках внеклассной и кружковой работы. Весь цикл реализации выполняется во внеурочное время. Реклама проекта Примечания: Памятка по выполнению Примерный план выступления на защите проектов Проект
Визитная карточка проекта АдресацияОбеспечениеПредполагаемые результаты Статус учебного проекта 1. Постановка проблемы и обоснование ее практической значимости. 2. Определение целей (образовательных, воспитательных, развивающих). 3. Постановка задач. 4.Формулиров-ка идеи реализации проекта. 5. Выбор группы учащихся с указанием их возраста. 6. Распределение обязанностей на каждом этапе проекта. 7. Время работы над проектом. 8. Режим работы. 1. Материально- техническое и учеб- но-методическое оснащение. 2. Консультанты. 3. Знания, умения, навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы. 1. Развитие навыков: самостоятельной работы; мыслительной деятельности; творчества; ораторских навыков. 2. Новые практические приемы работы. 3. Новое содержание темы. 4. Расширение кругозора. 5. Воспитание толерантности. 1. Авторы. 2. Опыт использования.
Этапы для реализации исследовательского проекта: Формулирование проблемного вопроса Актуализация необходимых для дальнейшего исследования знаний Постановка цели и задач работы
Методика работы над проектом включает в себя следующие этапы: ЭтапыЗадачи. Содержание работы. 1. Подготовительныйа) определение темы; б) выбор рабочей группы. 2. Планированиеа) анализ проблемы; б) определение источников; в) определение формы проекта; г) определение критериев оценки; д) распределение ролей (обязанностей) 3. Исследованиеа) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта решения проблемы
Методика работы над проектом включает в себя следующие этапы: ЭтапыЗадачи. Содержание работы. 4.Выполнениеа) реализация намеченного; б) подготовка выступления 5. Защита проекта (предоставление отчёта) а) объяснение результатов; б) публичное выступление 6. Оценка результатов (рефлексия) а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач
Технологическая карта работы над проектом (пример) Тема проектаМатериалы для проводников и диэлектриков Информационно- практическая проблема Создание учебного проекта Вид продуктаПрезентация Форма презентацииПубликация, обсуждение Класс проектаПрактико-ориентированный, межпредметный, внутригрупповой, краткосрочный (месяц)
Планирование деятельности МероприятиеРезультатСрокОтветственный Сбор материала к Теме « Лучистое тепло» Материал к проекту 2 Недели Жук К. гр.М-12 Разработка темы « Лучистое тепло» Презентация2-3 дня Жук К. гр.М-12 Защита темы Выступление с темой (защита) Жук К. гр.М-12
Этапы для реализации исследовательского проекта: Выдвижение гипотезы исследования
Этапы для реализации исследовательского проекта: Выбор метода исследования
Этапы для реализации исследовательского проекта: Поиск решения выдвинутой проблемы
Этапы для реализации исследовательского проекта: Анализ полученного результата Формулирование выводов о своей работе
Этапы для реализации исследовательского проекта: Оформление отчета в виде реферата, конспекта, плана, алгоритма и т. д.
Этапы для реализации исследовательского проекта: Представление результатов своей работы в виде устного сообщения.
Этапы для реализации исследовательского проекта: Оценка деятельности каждой группы
Проектный урок может иметь место при: изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно - следственных связей между событиями и явлениями. отработке навыков решения различных задач и т.д.
Обучение через целесообразную деятельность для ученика, с учётом его личных интересов и целей.
Долгосрочные проекты
Проекты в рамках одного урока Внутренняя энергия
Использование компьютерной техники Поиск информации в сети Общение по электронной почте
Использование компьютерной техники Использование цифрового фотоаппарата, видеокамеры при получении данных, проведении эксперимента
Использование компьютерной техники Расчет в электронных таблицах
Метод проектов Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует его становлению как будущего специалиста.
Метод проектов предполагает обязательное создание конечного продукта совместной деятельности: (Создание Web страницы, сайта, научных рефератов в электронном виде, мультимедийных презентаций и др.), в результате чего дает высокий образовательный и воспитательный эффект.
Использование компьютерной техники Защита проекта
Знание – это то, что остается, когда всё, чему тебя учили забудется.