Агния Барто: 100 лет со дня рождения
Детство Р одилась в Москве в семье врача- ветеринара. Учась в общеобразователь ной школе, она одновременно посещала театральное училище. Хотела стать актрисой.
А. Барто как личность Агния Львовна имела квалификацию токаря. Несколько лет была судебным заседателем, выступала на фронтах Великой Отечественной и считала написание детских стихов одной из самых серьезных и ответственных работ на свете.
Увлечения А. Барто Она окончила хореографическое училище, обожала балет и великолепно танцевала. До старости играла в большой теннис, неутомимо приобщая к нему всех знакомых.
Первые стихи Писать стихи Барто начала рано: это были озорные фрагменты на учителей и подруг, лирические подражания А. Ахматовой. В 1925 году А. Барто принесла в Госиздат стихотворение «Китайчонок Ван Ли». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928).
Первые сборники: «Игрушки» После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких Игрушки (1936) Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов.
«Уронили Мишку на пол» Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу - Потому что он хороший.
«Я люблю свою лошадку» Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей хвостик гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
«Девочка чумазая» Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки; На локтях - Дорожки. - Я на солнышке Лежала, Руки кверху Держала. Вот они и загорели.
«Настенька» Едет, едет Настенька В новенькой коляске, Открывает ясные, Новенькие глазки. Подбегает к Настеньке Паренек вихрастенький: Просит он: - Настасья, Улыбнись на счастье!
«Девочка-рёвушка» Что за вой? Что за рёв? Там не стадо ли коров? Нет, там не коровушка - Это Ганя-рёвушка Плачет, Заливается, Платьем утирается... УУ-УУ-У!..
«Погремушки» Погремушка Как большой сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка – Погремушка с бубенцом.
«Погремушки» (продолжение) Мальчик смотрит – что за чудо? Мальчик очень удивлен, Не поймет он: ну откуда Раздается звон?
«Наша Таня Громко плачет» Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. «Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч».
«Кто как кричит» Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто - там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому?
«Я расту» Я не знал, что я расту Все время, каждый час. Я сел на стул - Но я расту, Расту, шагая в класс… Расту и в дождик, И в мороз, Уже я маму Перерос!
«Я выросла» Помощница У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел. Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: - Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу.
Поездка в Испанию В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она выступила с большой речью о том, как фашизм калечит и губит детей и молодежь Европы.
В послевоенные годы Серьезные социальные темы Барто разрабатывает после войны. В 1947 году она создает поэму «Звенигород» - о детском доме, в котором живут дети, осиротевшие после войны: Здесь со всех концов страны Собраны ребята: В этот дом их в дни войны Привезли когда-то.
«Звенигород» В основе поэмы - жизнь, поэтически воспроизведенная А. Барто. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний: Вдруг настанет тишина, Что-то вспомнят дети… И, как взрослый, у окна Вдруг притихнет Петя. Был у Клавы старший брат, Лейтенант кудрявый, Вот на карточке он снят С годовалой Клавой.
Сценарии фильмов В е гг. А. Барто работает над сценариями детских кинофильмов "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер".
«Алёша Птицын вырабатывает характер» Это живая, поучительная комедия об одном дне первоклассника Алеши Птицына, о том, как он учится быть «организованным», верным данному слову.
«Слон и веревочка» Маленькая Лидочка никак не может научиться прыгать через скакалку. Однажды во сне мудрый слон дает ей совет: чтобы научиться прыгать, надо вначале сделать доброе дело... Девочка следует совету слона и добивается успеха.
«Найти человека» В течение 9 лет помогала воссоединиться 927 семьям, разлученным войной! Работая на радиостанции "Маяк" она нашла новый принцип поиска детей, пропавших во время войны.
«Найти человека» Этот принцип позволил искать и находить даже совсем маленьких детей, не помнивших своих имени и фамилии. Ключевой нитью стали обрывочные детские воспоминания...
Из дневника поисков: «Мы с братом поменьше, кажется, его звали Сережа, катались на калитке сада, она была скрипучая, и мы считали, что наша калитка с музыкой. Василий Семенов»
Из дневника поисков: «Помню бабушку в очках. Часто припоминаю высокое крыльцо, с которого падала, козу, которая меня бодала. Т.В. Шлыкова» «У нас над кроватью висел ковер, на котором были вытканы страшные рожи, и я их очень боялся С.И. Воропаев»
Премии, медали С борник «Стихи детям» (1949) был удостоен Сталинской премии в 1950 г. Долго Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 г. получила Международную премию им. Х.К. Андерсена. А советские дети наградили ее уникальной наградой – «Медалью за улыбку».
«Память детства» Она умерла 1 апреля 1981 года в больнице от инфаркт а. С той весны прошло много лет, но каждый год в день ее рождения в Лаврушинский переулок по-прежнему съезжаются близкие ей люди и те, кому дорога «память детства».
Эпоха Агнии Барто Сегодня можно смело утверждать, что Агния Барто – это целая эпоха в русской литературе для детей. Ее творчество называют «большой поэзией для маленьких людей». Сборники Барто до сих пор можно найти практически в каждом книжном магазине. И, видимо, читать их будут до тех пор, пока рождаются дети.