Лоббизм
Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby кулуары) давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого добиться принятия или отклонения законопроекта. Лоббизм (то же что и "лоббирование") – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
Два события произошли одновременно. Первое: Дмитрий Медведев поручил министерству экономического развития совместно с другими заинтересованными ведомствами организовать общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма и до 1 декабря 2012 года подготовить конкретные предложения. И второе: Алексей Кудрин известил о намерении создать фонд гражданских инициатив. Этот фонд, по его мнению, может стать звеном, способным связать гражданское общество и власть путем выдвигаемых снизу предложений по совершенствованию законодательства. "Российская газета" - Федеральный выпуск 5731 (58)
В странах с развитым институтом лоббизма, например в США и ЕС, определения понятий приводятся в нормативных актах, регулирующих данный вид деятельности. В США это Lobbying Disclosure Act 1995 года, в Евросоюзе European Transparency Initiative 2007 года. В этих документах «лоббизм» инструментальный термин, описывающий правила взаимодействия между представителями групп интересов и органами государственной власти. В России же такие понятия, как «лоббизм» и «лоббист», пока существуют скорее на уровне общественного сознания и не имеют административно-правовой основы.
Главное в работе лоббиста умение работать с информацией и взаимодействовать с людьми. Поэтому каждый лоббист знает, что: 1ое условие успеха умение добывать информацию и анализировать ее. 2ое условие успеха способность вызывать в людях доверие и расположение. 3е условие успеха коммуникабельность и мобильность. 4ое условие успеха способность к мимикрии (у некоторых животных и растений: сходство окраски и формы с окружающей средой, способству3ющее им в борьбе за существование).
Две модели лоббизма - плюралистический (англо- саксонский); - корпоративистский (европейский или континентальный).
Сегодня лоббизм делится на: формальный (законодательно регулируется); неформальный. Формы (технологии) лоббизма: через мобилизацию общественного мнения; использование избирательных компаний ; использование формальных контактов; использование неформальных контактов.
Типы лоббизма: 1.Политизированные - группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются политического влияния через участие в выборах и прямо вовлечены в политическую борьбу. 2. Социальные - добровольные организации, защищающие интересы социальных групп.
Типы лоббизма: 3.Экономические – финансово-промышленные группы, корпорации и отраслевые комплексы. Исполнительная власть представляет наибольший интерес для крупнейших отраслевых групп давления, ищущих пути воздействия на практическую политику. 4.Региональные - лоббисты, отстаивающие интересы регионов в Совете Федерации и в других органах власти.
Спасибо за внимание!!!