«С ЕМАНТИКА ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX И XX ВЕКОВ »
Ц ВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ : Слово, которое обозначает тот или иной цвет. Цветообозначением может быть слово любой части речи, но я в своей работе буду рассматривать цветообозначения, выраженные прилагательными. Цветообозначением может быть словосочетание или отдельное предложение
Ц ЕЛЬ РАБОТЫ : найти примеры цветообозначений в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков. Проанализировать их, соотнести с символикой цвета, систематизировать и определить их семантику.
З АДАЧА : Определить функцию цветообозначений в поэзии.
М АТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА : стихотворения А.С. Пушкина, А.А.Фета, Ф.Тютчева, из представителей XX века я рассматривала стихотворения А.Блока, Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Цветаевой, С.Иванова, С. Есенина.
Р ЕЗУЛЬТАТЫ : Я проанализировала 87 текстовых единиц (42 –XIX век и 45-XX век). Я выбрала 100 цветообозначений, систематизировала их, составив таблицу частотности употребления
С ТАТИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЧАСТОТНОСТИ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ : Место XIX векXX век I местоГолубой, синийЗолотой II местоЧёрныйКрасный и синий III местоЗолотой, белыйБелый
МЕТОДЫ : Практические: 1. Сплошная выборка текстов. 2. Анкетирование. Аналитические: 1. Анализ лексических единиц (лексико- семантический, стилистический). 2. Систематизация и классификация исследуемого материала. 3. Описание.
Т АБЛИЦА ОПРОСА ДЕВОЧЕК : Красный Синий БелыйЧёрный Пожар 58,3% Небо 66,7% Пустота 33,3% Темнота 41,7%
Т АБЛИЦА ОПРОСА МАЛЬЧИКОВ : КрасныйСинийБелыйЧёрный Кровь 38,9% Небо 50% Радость 55,6% Страх, разрушения 50%
ОККАЗИОНАЛИЗМЫ « Как эти выси мутно-лунны » «Закат звезды её кровавый » «… изумрудно-пенных волн» «пиджак цвета спелого авокадо » «тот неяркий, пурпурово - серый …круг »
ВЫВОДЫ: XIX век- цветные прилагательные в роли украшения. XX век -сюжетообразующая роль, символ действия, усиление чувств и ощущений. Цветоообозначения - это яркое свидетельство современной эпохи.
А КТУАЛЬНОСТЬ : В настоящее время много внимания уделяется психологическим аспектам в лингвистике. Цветообозначения отражают культурную атмосферу своего времени.
П РАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ : Может быть использовано учащимися, студентами, преподавателями при изучении литературы, цветообозначения могут иметь сюжетообразующую роль, их анализ позволяет лучше разобраться в композиции произведения.
П ЕРСПЕКТИВА : Рассчитываю провести работу над анализом роли и участия цветообозначений в современном русском языке. Возможна работа по сопоставлению семантики цветообозначений в русском и английском языках.