Былины Фирюлина Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Макаракская ООШ» Тисульский район Кемеровская область.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Былины – произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том,
Advertisements

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно! Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно! Муравей не велик, а горы копает. Муравей не велик, а горы.
«Вольга и Микула Селянинович» Комментарий к былине Выполнили учащиеся 7 «б» класса: Макарова Полина Попова Елизавета Самарёнков Илья Шитуева Ксения МОУ.
Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Следы во времени О русской былине. 1.Былина как жанр. Былина (старина, старинка) – жанр русского народного эпоса. Это песни- сказания о богатырях, народных.
МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Презентация по литературе в 6 классе по программе.
Богатыри земли Русской Выполнил: Захаров Илья 2 «В» класс Руководитель: Попова И.Г.
– это фольклорное произведение анимистического, мифологического (волшебно – фантастического) или социально – бытового содержания с установкой на вымысел.
Тема: Понятие о былине. « Вольга и Микула Селянинович»
Контрольный тест по теме: «Былина» 5 класс
Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Устное народное творчество. 1. Что такое былина? 1. Что такое былина? 2. Где и когда возникли былины? 2. Где и когда возникли былины? 3. Где происходит.
БЫЛИНЫ. Автор : Мамаева Марина, ученица 5 класса МОУ СОШ с. Урицкое Лысогорского района, Саратовской области. Руководитель – Ивановская Т. А.
Устное народное творчество. 1. Что такое былина? 1. Что такое былина? 2. Где и когда возникли былины? 2. Где и когда возникли былины? 3. Где происходит.
Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Былины Былина как жанр фольклора Древнейший тип фольклорных произведений Ведут историю с 11 века Создание былин закончилось в 17 веке Активное их бытование.
СКАЗКА – короткая история о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. СКАЗКА – короткая история о необыкновенных, часто фантастических.
Былина «Вольга и Микула Селянинович». Абраменко Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ-СОШ 11 им. В.В. Рассохина г. Армавир.
Транксрипт:

Былины Фирюлина Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Макаракская ООШ» Тисульский район Кемеровская область

В начало Былины произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, рассказывается о том, что было. Поскольку былины создавались в далеком прошлом, их называют также старинами.

Лингвистические особенности былины устаревшие грамматические формы слов,устаревшие грамматические формы слов, диалектизмы, слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей,слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей, несвойственные живому разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказывания былины.несвойственные живому разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказывания былины. В начало

Существительные обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, батюшка, матушка, оратаюшко, земелька, бороздочка, сошка (а не «соха»), у Вольги жеребчики (а не «жеребцы»), даже мужики- разбойники названы мужичками-разбойничками. Глаголы в неопределенной форме с древним окончанием - ти. Например: «станут мужички меня похваливати» (вместо «похваливать»), «не могли до оратая доехати» (вместо «доехать»).

Прилагательные также иногда встречаются в уменьшительно- ласкательной форме. Кобыла соловенькая (вместо «соловая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»). Часто встречаются постоянные эпитеты, многие из которых уже известны нам из других произведений устного народного творчества: конь добрый, поле чистое, солнце красное, небо ясное, леса темные, моря синие, дружинушка хоробрая, сошка кленовая, куст ракитов. Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скачен жемчуг (вместо «скаченый жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови черна соболя (вместо «черного соболя»), сапожки зелен сафьян (вместо «зеленый сафьян»), кафтанчик черна бархата (вместо «черного бархата») и так далее.

Сказители былин часто использовали художественный прием преувеличения. Такое преувеличение в художественных Произведениях называется гиперболой.

СЮЖЕТ БЫЛИНЫ Части сюжета I.Зачин II.Основная часть 1.Завязка действия 2.Развитие действия 3.Кульминация 4.Развязка действия III.Концовка.

БОЙ НА КАРТОФЕЛЬНОМ ПОЛЕ Как во славном во русском царстве А во том ли во посёлке Макаракском Да в той ли во школе во среднеей Прозвенел звонок непростой, Не простой звонок, а тройной. Собрались все классы да на линеечку, Стоят рядами, не шелохнутся, Слова директорского дожидаются. Былина Трофимович Ксения, 2006

Ай возговорил директор да таковы слова: - Ой вы голуби мои, да сизокрылые, Да пойдите вы на горку на высокую, Ай поборитесь вы с полем со картофельным. Поиграйте силой богатырскою Да разройте земельку с травой сорною, Отнимите у него картошку рассыпчату, Чтобы есть нам было что зимушкой то лютою.

Встрепенусь классы да богатырские, Домой сбегали, приоделися, Приоделись, вооружилися Да скорее к школе вернулися. Да сели-то они на добрых коней своих, И назывались те кони машинами. Позади всех едет воевода главный, Воевода главный, Николай сын Геннадьевич.

Вот приехали ко полю ко школьному. Разозлилися классы богатырские, Добры молодцы да девицы красные, Взяли в правую руку копалочки, А во левую руку взяли они вёдрышки, Да как начали землюшку они копать, Землюшку копать да покрикивать. Так и справились они со картошкою.

Тут старыя воевода да Николай сын Геннадьевич Взял мешок-то да понёс его На добра коня, мотоциклетного. Расступились перед ним классы богатырские, Перед силушкой его великоей. Да как бросил он мешок да в люлечку, Так что сыра земля содрогнулася, Люди добрые удивилися.

Погрузили картошку на коней всю И домой поехали да с добычею! Так закончился бой на поле том, На поле том, на картофельном. Ай мы славу поём богатырям русскиим, Ученикам нашим, преподавателям, Что стояли силушкой несметною Во славу школы Макаракскоей!

До встречи!