Симметрия и красота в готической архитектуре. Насколько дополняют друг друга эти понятия?
О. Мандельштам Я ненавижу свет Однообразных звезд. Здравствуй мой давний бред,– Башни стрельчатой рост! Кружевом камень будь, И паутиной стань: Неба пустую грудь Тонкой иглою рань... (1912)
Во время своей работы я отвечу на следующие вопросы: Почему симметрия приятна глазу? Для чего готические здания строили с симметричными основами? Так же ли красива асимметрия? И нужна ли она архитектуре?
Основным принципом готических ваятелей была симметрия, которая видна в планировках зданий, расположении арок, башен, подборе узоров витражных окон, фигурах статуй, их одеждах, не прилегающих к телу и отличающихся правильно распределенными складками, подобными желобкам. Впечатление симметричности еще усиливается благодаря тому, что фигуры, в соответствии вертикальным линиям готической архитектуры, вытянуты в вертикальном направлении.
План Амьенского собора во Франции:
Симметричное расположение арок и башен:
Готическая роза обладает разными видами симметрии:
Готические скульптуры:
Капелла Александра Невского и собор Святых Петра и Марии:
Костел Видзы и ратуша Брабантская Свеча:
Кафедральный собор Бургос и собор Святого Вита:
Симметрия приятна глазу? Во-первых, все мы с вами живем в симметричном мире, который обусловлен условиями жизни на планете Земля, и человек понимает, что симметрия это форма устойчивости, а значит существования на нашей планете, поэтому в рукотворных вещах он интуитивно стремится к симметрии. Во-вторых, окружающие человека люди, растения, животные и вещи симметричны. Глаз человека привыкает видеть симметричные объекты. Они воспринимаются как гармоничные и совершенные. Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота. Все это привело человека к мысли, что чтобы сооружение было красивым оно должно быть симметричным.
Нужна ли симметрия готической архитектуре? Теперь, просмотрев изображения разных готических соборов, капелл, можно сказать, что готической архитектуре симметрия нужна для того, чтобы подчеркивать ее правильность, геометричность, точность. А так же для того, чтобы можно было сразу увидеть всю целостность сооружения, даже если смотришь только с одной стороны.
Нужна ли архитектуре асимметрия? Я считаю, что на первом изображении, так называемый танцующий дом выглядит очень дико рядом с довольно старым зданием. А смотря на дом на втором изображении, лично я задаюсь вопросом: а удобно ли там жить?
…но: Но опять же красивые и практичные здания на этих изображениях доказывают,что асимметрия безусловно позволяет создавать превосходные архитектурные сооружения.
В готике тоже есть асимметрия: Амьенский собор. Видна асимметричность башен. Это произошло из-за того, что собор так и остался незаконченным. Позже между 1373– 1549 годами в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания.
В заключении я просто процитирую два высказывания и сделаю вывод: «Симметрия... есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Герман Вейль «Готика соединяет в себе колоссальность, массивность с воздушностью, величие и красоту, роскошь и простоту, вопреки нашей современности, которая научила нас производить множество разных вещей, но лишила великого и исполинского». Н.В.Гоголь Таким образом, красота и симметрия не только дополняют друг друга, но и в очень редких случаях существуют по отдельности.
Спасибо за внимание!